Диагностика болезней средствами народной медицины

Диагностика болезней средствами народной медицины

Первой стадией лечебного процесса выступает диагностика болезни: знахарь определяет ее причины, по симптомам устанавливает диагноз и приступает к лечению. В редких случаях, если человек уже был в больнице, знахарь может спросить диагноз, поставленный врачами (так делает Савченко Л. К., с. Нижняя Тавда). В большинстве случаев он определяет болезнь сам.

В Западной Сибири (территория юга Тюменской области) на современной этапе функционирования народной медицины система диагностики болезней у каждого знахаря имеет свои особенности. С одной стороны, она перенимается учеником от учителя, с другой, вырабатывается годами лечебной практики. Здесь нужно отметить, что эту систему нельзя назвать «плохой» или «хорошей», «четкой» или «расплывчатой»; с точки зрения медицины официальной она покажется и «нечеткой», и «расплывчатой». Именно она позволяет опередить знахарю по известным ему приметам симптомы и вид болезни. К системе диагностики народной медицины необходим имманентный подход, а не ее оценка со стороны других систем диагностирования (в том числе медицины «официальной»). Знахари отмечают, что врачи не знают некоторых известных им болезней, а следовательно, не могут правильно поставить диагноз. Такой пример приводит Дмитриева К. В. (с. Ярково): «Когда дети изурочены или грыжа врачи диагноза они не знают. Ну, грыжа и то могут знать, а изурочивание врачи не знают. Они беспокоятся вот, спать не хотят, хочет ребенок спать – спать не хочется, так скандалит, по спине дак мурашки бегают. Я говорю: Вова, че тебя беспокоит. Есть хочется – не ем, говорит, драться хочется, говорит, и не хочется, и спать не могу, говорит, и есть не могу, по спине мурашки бегают. Вот эта болезнь изурочиваются».

На имеющемся у нас материале мы выявили, что в процедуре установления диагноза в начале (препозиции) лечения задействованы приёмы иррациональные (магические) и рациональные, соответствующие приемам официальной медицины.

Магические способы применяются для диагностики в основном нервных заболеваний (испуг, уроки, сглаз, порча и др.). Эти способы мы сгруппировали в зависимости от участия в них того или иного «магического» предмета или вещества. Среди них:

~ выливание на воске; на сале (Лескова М. М., г. Ялуторовск); на олове (Вожегова М. Ф., д. Карасуль);

~ выливание на угольки (заливание угольков);

~ выливание на угольки и соль (Шалыгина Л. Е., д. Десятова);

~ опускание спичек в воду (Резанова А. М., г. Тюмень; Сапожникова Т. С., с. Бердюгино);

~ опускание камней в воду (Перминова Е. Ф., с. Бердюгино);

~ обработка свечой;

~ выкатывание яйца.

Традиционными и широко распространенным способом определения вида болезни является выливание на воске и, реже, на сале или олове. Так, Мартынова Н. И. (с. Озерное) использует этот прием для диагностики целого ряда заболеваний, как психических, так и соматических (она называет не болезни, а органы, которые подвержены заболеванию): «Я пока не вылечу, я никогда не скажу человеку. Вот вылечу: если порча, я сразу скажу – порча, ежли какая болезнь, там, почки, … я сразу узнаю – почки, печень, сердце, легкие – я сразу узнаю». Часто с помощью воска знахарками диагностируются испуг или уроки и одновременно выявляется их причина. Как правило, после выливания в холодную воду растопленный воск приобретает те или иные очертания. В них знахарки видят фигуры испугавших или изурочивших пациента животных (собака, гусь, кошка) или людей: «Вылеётся на воске – он тогда такой щербатый будет, и такие вылеются шишки да всё, как птица, то собака выльется, испугацца, то это, как сурочат, от уроков она тоже помогает» (Голендухина В. И., д. Десятова). Некоторые знахарки «читают» по воску и более сложные знаки, символы. Например, если в контурах воска просматривается «петля» или «могила», то на человека «смертно» (на смерть) наведена порча. Так диагностирует Ефимова А. М. (г. Ишим), научившаяся читать по воску от тетки:

(!) Воск – это серьезно, его изучить надо.

(?) Как Вы научились читать на воске?

(!) У меня еще тетка вылевала на воск. В Ишиме жила. Марина Степановна Русакова.

Не менее распространенным способом диагностики болезней является опускание в воду угольков. В случае если угольки (должно быть три уголька) опустились на дно, человек, как считают знахари, испуган, сглажен или изурочен, если они остались на верху, не утонули – здоров. Использование при диагностике угольков больше характерно для деревенской традиции (как правило, знахарки живут в частных домах, где есть русская печь). Диагностика болезней с помощью спичек, зафиксированная нами в тюменской традиции может быть связана с трансформацией народной медицины, ее «переходом» в городскую среду.

Диагностика уроков может осуществляться с помощью камней. Этот единичный способ мы зафиксировали у Перминовой Е. Ф. (с. Бердюгино), которая определяет болезнь, опуская в воду «соловецкие камни». Делает она это так: «Воду, значит это, наладишь. У меня вот привезены камушки. Бабушка Анна привезла с Соловецких островов 3 камешка. Они теперь у меня еще служат. И она вот эти камушки, значит… Воду нальет, из ковша все время, перекрестИт и отпускает друг за другом. Если ребенок изурочен, пузыри пойдут-пойдут нехорошие. И прИговор…»

При диагностике свечой используются только церковные, освященные свечи. Свечу зажигают и водят вокруг человека. Савченко Л. К. (с. Нижняя Тавда) диагностирует уроки с помощью свечи, но она водит ей не вокруг тела, а над святой водой. В это время ребенок лежит рядом (на кровати) или находится в руках у матери. Если он оказывается изуроченным, от свечи идет сажа. Кроме сажи, показателями болезни человека, по описаниям знахарей, являются «задымление» или потрескивание свечи и идущая от неё копоть. Свеча, помимо средства диагностики, может быть частью лечебного ритуала. Например, Бекенёва М. К. (д. Таволжан) лечит от порчи следующим образом: сначала она три раза «катает яичко» вокруг иконки и одновременно читает слова молитвы, после чего бросает это яичко в печь; затем Мария Карповна зажигает церковную освященную свечу и, обходя вокруг пациентки, делает этой зажженной свечой три креста и одновременно читает молитву «Сон Пресвятой Богородицы».

Магические предметы в западносибирской медицинской традиции могут выполнять сразу несколько функций: они являются одновременно и средствами диагностики, и средствами лечения от той или иной болезни. Например, Шалыгина Л. Е. (д. Десятова) от уроков и испуга кладет в воду угольки и соль и наговаривает на них слова молитвы. Использование этих магических предметов Любовь Егоровна объясняет так: «Ну, уголек как вроде бы сгорает это [болезнь. – Е. Е.], и соль поедает эту всю нечисть, если вот испуг там». Выкатыванием яйца лечит Панасюк А. В. (г. Тюмень): читая слова заговора (три раза), она одновременно водит яйцом по той части тела, которая упоминается в тексте; затем яйцо разбивается в небольшую стеклянную ёмкость, в которую налита примерно до половины вода. На верх воды поднимаются «шипы», по очертаниям которых Александра Власовна определяет, кто испугал человека. Как она объясняет, яйцо собирает в себя отрицательную энергию, злобу, зависть.

В систему диагностики народной медицины входят способы, позволяющие по состоянию организма оператора или перципиента узнать, болен ли человек и чем конкретно он болен. Они сочетают как традиционные приемы диагностирования, так и нововведения последних лет. Здесь задействован экстрасенсорный тип магико-мистической практики (биоэнергетическая работа). Среди этих способов:

~ общее психосоматическое состояние организма знахаря;

~ прикосновение руками к телу / вождение руками на расстоянии от тела;

~ «прощупывание» человека;

~ позевота / отсутствие позевоты;

~ определение болезни по глазам (Чернышева Н. А., с. Нижняя Тавда);

~ вождение по лицу кольцом (Чернышева Н. А., с. Нижняя Тавда);

~ интуитивный способ;

~ забывание слов лечебных текстов.

Диагностика с помощью рук выявляет не конкретную болезнь, а общее состояние человека и место локализации боли. При этом состояние организма того или иного знахаря может быть разным. Например, у Харлановой Ф. И. (с. Омутинское), если «внутри у его гадость, болезнь», руки «напрягаются», опухают. Бекенева М. К. (с. Сладково) отмечает, что в процессе диагностирования (она водит руками над головой пациента) «пробивает», «как будто у меня иголки там или какой-то магнит там выходит из рук. Стало быть, больная, кака-то болезь у вас есть». Руками она диагностирует и лечит болезнь.

Болезнь может быть диагностирована «прощупыванием» тела пациента. Такую процедуру проводит Кулеш М. С. (с. Викулово): она раздевает человека и проверяет «прощупыванием» отдельные части тела, ставит диагноз и приступает к лечению.

Признаком наличия болезни (как правило, нервной) может быть позевота знахаря. Например, Шалыгина Л. Е. (д. Десятова) говорит, что если во время диагностирования она «позевает» и вообще себя «плохо чувствует» (общее соматическое состояние), то человек изурочен или испуган. Если позевота сопровождает сам процесс лечения, то это является показателем того, что знахарь отдает свои силы больному и принимает в себя его отрицательную энергию, болезнь. Так, когда Голендухина В. И. (д. Десятова) «налаживает воду» для лечения, она «позевает» . «всю энергию, говорит, забирает эта [болезнь. – Е. Е.]». В свою очередь отсутствие позевоты во время лечения может трактоваться знахарем как негативный признак: болезнь накапливается в организме, не находит выхода вовне через зевание: «Если испуженный – то, конечно, я сама болею. Во мне болезнь идет. Это когда позеваешь – это еще ничего. А вот когда не позеваешь, оно чувствуешь, что мне туда, туда идет, тогда худо мне» (Шалыгина Л. Е.).

Диагностирование болезни по лицу и глазам практикует Чернышева Н. А. (с. Нижняя Тавда). Таким способом она определяет нервные заболевания (сглаз, порчу). Симптомы болезни следующие: если глаза тусклые, а на лице после вождения по нему золотым кольцом осталась черная полоса, человек сглажен или на него наведена порча.

Наконец, среди способов диагностики болезней можно выделить «интуитивный» способ. Например, таким образом, в сочетании с «прощупыванием», определяет то или иное заболевания Кулеш М. С. (с. Викулово). Здесь уместно привести её рассказ: «А вот я про себя скажу, конечно, и не похвастаю, я всю правду говорю: мне как кто подсказыват. Посмотрела на человека, ага! Возьму за живот: если я прошшупала, я знаю, где, что там. Вот так. В прошлом годе приходит к нам парень к нашему парню [внуку. – Е. Е.]. Я гляжу на него, поглядела на его. Он: “Бабушка, что вы на меня так пристально смотрите?” Я говорю: “А вижу, что вы больные”. . “Как, почему?” . “Ну, вижу, что вы больны”. . “А че у меня болит?” . “Мне кажется, что печень больная или жёлчный пузырь”. Рассмеялся. . “Бабушка, а вы где раньше работали?” Я говорю: “А какое это имеет значение, где я работала?” Я говорю: “Был в больнице?” . “Нет”. . “А болешь?” . “Болею”. . “А почему не идешь в больницу?” . “Думаю, пройдет все”. Я говорю: “Ну-ка, давай, иди в больницу. Иди, а потом обратно ко мне зайдешь, скажешь, че у тебя обнаружат”. . “Хорошо, завтра пойду”. И правда, пошел в больницу, сходил, там у него анализы взяли, да то, да другое… Приходит: “Бабушка, а вы как знаете, что у меня печень болит?” Ну, я говорю: “Я вижу, вижу, по тебе вижу, что у тебя печень болит. Дак вот, лечись, надо лечить, надо”».

Способ диагностики Масловой А. Н. (с. Ивановка), с нашей точки зрения, совмещает в себе суперсенситивный и экстрасенсорный методы. Она «подключается» к Единому информационному полю (инсайтное получение информации) и работает с помощью биоэнергетики:

(!) Ну, я сразу вижу. Ну, человек жалуется во-первых на что… При разговоре с человеком я это чувствую. Я прошу человека на свои руки положить руки. Он смотрит в глаза – я задаю вопросы. Некоторые люди даже падают в обморок.

(?) А какие вопросы задаете?

(!) Ну, какие? Задаешь простые вопросы.

(?) А в процессе лечения вы чувствуете, что сами изменяетесь внутри, что-то с вами происходит?

(!) Да, конечно. Я чувствую человека. Я чувствую его боль. Вот ты сейчас сидишь со мной рядом, вот стоит мне прикоснуться к тебе, я начну… Я и так ощущаю волнение, небольшую дрожь, она передается от тебя ко мне. Я боюсь прикоснуться, что это усилит тебя и усилит меня. И если я прикоснусь к тебе, мне поневоле уже придется говорить: есть у тебя сглаз, нет ли у тебя сглаза.

(?) А вы определяете сглаз прикосновением?

(!) Да, прикоснуться.

(?) Вы рукой к любому месту прикасаетесь?

(!) К руке. Или потом прошу, если я не уверена, чтобы на мои руки положили свои.

Забывание слов заговорного текста не является «прямым» средством диагностирования, но оно, сопутствуя лечению, является знаком того, что болезнь сильная. Кутырева Р. Д. (д. Кутырева) приводит такой пример из своей практики: «А вот который раз вот сразу налажу, а который раз, наверно, шибко там напужены или изурочены – я ни в каку: не могу ни слова вспомнить и все, хоть убей. Шапчу, шапчу – нет, не могу вспомнить». Вспоминая о своем отце-лекаре, Глазычева Х. И. (г. Ялуторовск) также подчеркивает, что забывание текста являлось для него симптомом чего-то «нехорошего» (сильной болезни).

В конце (постпозиции) лечения состояние знахаря может являться подтверждением диагноза, который он поставил пациенту. Одновременно оно служит доказательством передачи от знахаря силы, энергии пациенту. Организм знахаря как бы живет по закону «обратного действия»: он зеркально отражает ту или иную болезнь, воспринимая, «впитывая» в себя негативную телесную и душевную информацию, идущую от больного. В связи с этим после лечения знахари, как правило (за редкими исключениями), болеют сами. Например, Савченко Л. К. (с. Нижняя Тавда) отмечает: «Что я беру от ребенка-то, все на себя. Ну, действительно, я полечу, потом у меня все болит. Если грыжу лечу пуповую, значит, у меня живот весь болит, груди. Если от бессонницы лечу, сама не сплю». Как отмечают информанты, особенно сильно на состояние их организма отражается лечение нервных заболеваний, затянутых болезней и болезней взрослых (поэтому многие из них стараются лечить только детей). После лечения у знахаря ухудшается общее состояние организма, болит голова, поднимается давление, ломит руки и т. д.

После лечения знахари по-разному восстанавливают силы. Редким является способ защиты до процесса лечения. Такие сведения являются наиболее сакральными, поэтому информанты их не рассказывали. Наиболее распространенным является восстановление сил после лечебной процедуры, причем в основном у каждого знахаря своя методика. Знахарки могут несколько дней не принимать пациентов до следующего лечения, как это делает Шаровьева Н. А. (с. Петелино): «Я день–два–три отдохну, потом снова. Я не могу, я болею, я, видать, энергию свою много отдаю». Некоторые принимают тонизирующие средства: чай (сладкий чай), кофе, травяные настои, другие занимаются физической работой («зимой снег почищу, летом на огороде, на вольном воздухе», Снегирева А. И., с. Памятное), кто-то отдыхает. Некоторые знахари для восстановления сил после лечения применяют особые «знахарские» заговоры (Савченко Л. К., с. Нижняя Тавда; Редькина А. П., д. Веснина). Нагайцева А. С. (с. Озерное) восстанавливается через своих пациентов («эффект отражения энергии») – «человеку легче делается – и мне легче, легче. Если человеку на лёгость пойдет – а если не на лёгость, человеку не влияет ничего, значит, дар свой не отдал ничего».

Знахари могут восстанавливаться с помощью средств, в которых явно просматривается религиозный компонент. Бекенева М. К. (д. Таволжан) лечится с помощью соцветий на пасхальных вербочках: «Вот на Паску, в Вербное воскресенье, надо к Вербному воскресенью припасти обязательно вербочки, чтобы они до Вербного воскресенья стояли у меня коло иконы. И в Вербное воскресенье утром встать и обязательно три вербочки мне надо утром съедать, чтобы я не болела». Церковными свечами восстанавливается Вожегова М. Ф. (д. Карасуль): после лечения она зажигает свечи, встряхивает над ними руками, произнося три раза слово «аминь». Наговоренной водой очищается после лечения от болезни Ефременко В. В. (г. Ишим). Казашка Бейсенова К. (д. Мезенка) восстанавливается тем, что после лечения читает Коран.

В тюркской традиции принято восстанавливаться через «свое» дерево. Такой способ практикует Тимканов Х. К. (д. Епанчина): «Восстанавливаю свою энергию при помощи своего дерева. У меня есть свое дерево – пихта. Я прихожу к нему, постою рядом, посижу или похожу вокруг него, а потом поворачиваюсь в сторону солнца и восполняю свою энергию». Однако восстановление сил с помощью дерева характерно и для русской традиции (см., например, интервью Шишкиной Н. Д., г. Ишим).

Итак, система диагностики болезней народной медицинской традиции в границах территории Тюменской области представляет собой комплекс магических и экстрасенсорных способов. Эти способы ориентированы как на «показания» магических предметов, так и на состояние организма знахаря, являющегося своеобразным «резонатором», «воспроизводящим», зеркально повторяющим болезнь пациента. Особая чувствительность организма знахаря к болезни проявляется в пре- и постпозиции лечебного ритуала. Знахарь, выступая медиатором между пациентом и его болезнью, «вбирает» в себя отрицательную энергию, а затем «освобождается» от нее, как правило, с помощью особых восстановительных средств.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Anonymous