Славяне очень любили все священные праздники. Особо чтился праздник Ивана Купалы. В этот день жгли костры и прыгали через них, успевая при этом шепнуть потайное слово. Заговаривался плетеный венок из цветов и трав и пускался по реке со специальной молитвой. Вдовы клали свое обручальное колечко в дупло, а утром его забирали, свято веря, что их вдовий платок сменится на новый, замужний. В огородах с песнями обходили соломенных людей (чучела), прося их соломенные души выполнить какое-нибудь поручение. Например, наказать обидчика, вора или напустить тоску на любимого молодца. Соломенное чучело использовалось и для снятия порчи или болезни, ведь не секрет, что в колдовстве всегда прибегали к глиняным, восковым и соломенным куклам, втыкая в них иглы, булавки и даже ножи.
Чучело — не что иное, как большая соломенная кукла, которую одевали в различное тряпье, умело заговоренная, она была своеобразным колдовским идолом в Иванову ночь. Если женщина желала с помощью чучела разогреть, разжечь мужнину любовь, то она в Иванову ночь одевала на чучело рубаху, брюки и картуз своего мужа, кланялась чучелу и говорила:
Как этот соломенный идол стоит,
На меня (имя) рабу глядит,
Так бы и раб Божий (имя) на меня глядел,
Отвести от меня свой взгляд не посмел,
А как только этот идол сгорит,
Так пусть сразу же душа заболит
У раба Божьего (имя) по мне,
По (такой-то) Божьей рабе,
Иван Купала, приди,
Мне в любви моей пособи!
Вот как можно свести на соломенного идола свою болезнь. Чучело одевают в одежду больного человека и девять раз читают заговор на переклад хвори. После этого чучело сжигают. Слова заговора:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
С рабы Божьей (имя) болезнь снимаю,
На душу соломенную одеваю,
Одеваю, наряжаю, приговариваю:
«Ты, идол соломенный, на себя хворь бери,
А с рабы Божьей (имя)
Боль и муку сними.
А слово мое будет крепко
И до идола цепко».
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Больных и немощных клали на покрытые березовыми листами носилки и проносили через три костра. В сторонке стояла знахарка, ударяла оземь прутом и говорила:
Секу не землю, секу — хворь. Гоню с раба Божьего (имя) боль,
Ступайте, хворь и боль, в костер, там сгорите,
А с раба Божьего (имя) навсегда уйдите!
После этого больного несут на носилках к заранее истопленной баньке и там парят его и хлещут свежей березой. Обычно больной выздоравливал и еще долго жил.
Золу с костров Ивановой ночи каждый старался прихватить с собой. Ее сыпали у порога дома — от порчи. Обсыпали скот от сглаза и прятали узелок с золой на всякий случай, например, чтобы дать милому испить, если он разлюбил жену.
На Ивана Купалу все заготавливают веники для бань. Веник с Иванова дня целебен: кто им парится, у того сила прибывает.
Знахарки на Ивана Купалу собирают свои волшебные травы: разрыв-траву, колюку, кукушкины слезки, сон-траву, перелет-траву, одолень-траву, тирилич, адамов корень и, конечно же, папоротник, без которого не всякое сваришь зелье.
Иван Купала воистину колдовской день. После заката можно сходить на кладбище и, приклонив ухо к могиле, спрашивать покойника и слушать ответ.
Кто на Иванов день плюнет на землю, тому человеку после его кончины земля будет давить на гроб и мешать спать вечным сном.