«Забудьте небо, встретившись со мною В моей ладье готовьтесь переплыть К извечной тьме, и холоду, и зною». — Данте Алигьери.
С начала развития философии, ученые и мыслители уделяли глубокое внимание опыту горя, депрессии, печали и уныния. Многие из них проживали жизнь в одиночестве и посвящали жизни созерцанию своей психики, в попытках объяснить переменные состояния ума в соответствии с физиологическими теориями, психическими расстройствами или эзотерической интерпретацией. Наиболее интригующим понятием была внутренняя темнота души, затемнение ощущений, атрофия эмоций и чувств, или их возвышение в божественном экстазе. Этот опыт тьмы назвали «меланхолия» и на протяжении веков он стал одним из самых интересных явлений, для философов, врачей, художников, музыкантов, писателей, поэтов и особенно для тех, кто изучал оккультные искусства.
Почти во всех культурах, от древнейшей античности до сегодняшних дней существуют записи о депрессии, подавленности, безумии и переменчивом настроении. Старые египетские медицинские труды описывают патологические случаи поведения, депрессивного поведения, и греческая мифология часто изображает, как герои борются с безумием. Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст и другие представители древней философии и медицины, проанализировали депрессию и меланхолию в своих трудах и классической литературе, драматические произведения Эсхила или Еврипида, содержат многочисленные описания печали, горя, утраты, истощения и духовных страданий. В древние времена меланхолия рассматривалось как болезнь души, триумф внутренней духовной тьмы над благочестивым светом разума и рациональной гармонией в человеке. Древние врачи пытались объяснить меланхолию как физическое расстройство и сформулировали забавную теорию, в соответствии с которой меланхолия является результатом дисгармонии между физическими флюидами и доминированием черной желчи, самого вредоносного и тлетворного потакания. Греческий термин melaina chole широко использоваться со ссылкой на эту таинственную черную жидкость. Более двух тысяч лет эта смешная теория, предполагающая, что тело и ум мистически связаны, использовалась для объяснения черт характера, склонностей, вкусов, проявлений, эмоциональных состояний, психических расстройств и физиологических дисфункций. Многие древние традиции были основаны на концепции жидкостей, циркулирующих в теле, часто представляющих метафорическое изображение потоков энергии. На протяжении веков эти понятия постепенно преобразовались в гормоны, ферменты, частицы и т.д. Их мистический смысл сохранился только в определенных аспектах оккультной философии.
Меланхолия, однако, не только связанна с раздражительным темпераментом, но это был опыт, который мог пережить кто угодно, в зависимости от количества черной желчи, которое всегда было разным — возрастало зимой, ночью, в процессе старения и в другие периоды, связанные с элементом земли и влиянием Сатурна. Меланхолия была не только физической болезнью, но и психическим расстройством, обусловленным дисгармонией между телом и душой, связанным со слабостью и отсутствием жизненных энергий. В этом смысле она может рассматриваться как универсальный опыт всего человечества, включающий одни и те же аспекты, независимо от культуры или места расположения. Роберт Бертон, автор знаменитого сборника семнадцатого века о меланхолии, отметил, что она всегда была неотъемлемым условием смертности. Бертон также считает, что грусть не является серией приступов, но фиксированной привычкой, имманентным состоянием, которое может повлиять на весь мир и все человеческие институты, королевства, цивилизации и семьи: фундаментальные особенности человеческого существования.
Сам термин «меланхолия», характеризуется большой двусмысленностью и разнообразием. Сегодня мы склонны путать меланхолию с горем или депрессией. Но в культуре Запада это всегда рассматривалось и как депрессивное состояние, и как излишний маниакальный восторг. До конца девятнадцатого века было различие между терминами меланхолии и депрессии. Традиционно «меланхолия» передавала любые расстройства, вызванные дисбалансом настроения (жизненной энергии) или вредным влиянием черной желчи, но это также могло относиться ко всем природным состояниям и чертам характера. «Меланхолия» охватывает широкий спектр медицинских расстройств, особенно психических и эмоциональных. В этом смысле она использовалась в формирующейся психиатрии, и в изучении психических заболеваний начиная с восемнадцатого века. Часто эти два термина использовались поочередно. В этой книге я сохраню оригинальные различия, сохраняя значение «меланхолии» как культурного понятия, но я также буду использовать этот термин со ссылкой на весь феномен, который охватывает все виды психических, эмоциональных и духовных условий, а также физические симптомы: болезни плоти и духа, которое беспокоили человечества с древнейших времен.
Эта книга сосредоточена вокруг древнего представления о меланхолии, и её интерпретации в ходе современной истории Западной культуры. Она пытается перевести древние концепции в современный контекст для того, чтобы доказать, что эти ранние идеи не исчезли из современной оккультной философии. По этой причине последующие главы содержат множество ссылок на выбранные аспекты или явления, связанные с эзотерическим мировоззрением, которое никогда напрямую не связывались с концепцией Меланхолии, но которые необходимы для понимания происхождения, природы и того влияния, которое это мистическое понятие оказывало на культуру Запада. Однако я не буду здесь рассматривать все типы современных оккультных систем, но направление этой книги сконцентрировано на философских и практических основах традиции, известной в Западном эзотеризме как Путь Левой Руки.
В самом деле, меланхолия является опытом, который никогда полностью не был плодом любых философских, религиозных или эзотерических шаблонов. Традиции, которые стремились к порядку и совершенной структуре во Вселенной, пытаясь приспособить мир к идеальной схеме творения Бога, никогда не могли поместить меланхолию в любую метафизическую модель вселенной. Она всегда была неоднозначным, сложным и постоянно меняющимся принципом, который невозможно понять и заключить в любой фиксированный шаблон, ни в христианскую схему творения, ни в мистическую традицию Каббалы и её Дерево Жизни, ни в гностические доктрины. Она постоянно уклоняется от всех попыток классификации.
Меланхолия принадлежит к темной традиции. Это обозначает тьму, которая существует вне структуры создания и ассоциируется с левой, бессознательной стороной в человеческой психике. Это темный принцип в природе — в микрокосмическом и макрокосмическом смысле. Это также связано с феминным, лунной сферой, ночью и иррациональным. Меланхолия является внутренней бездной, абсолютно черной, лишенной света, которая показывает порядок и космическую гармонию, эта пропасть населена демонами бессознательного — первобытными атавистическими инстинктами и импульсами, которые были подавлены сознанием в процессе создания. Они лежат в глубинах бессознательного, спящие, «мертвые, но сновидящие» монстры и страшные существа первобытного хаоса.
Но иногда они выходят из бездны и проблески их природы проскальзывают в наше сознание. В эти моменты мы должны противостоять нашей внутренней тьме, черному царству забытых архетипов. Это воспринимается как депрессия, страх, безумие, навязчивые идеи, мысли о самоубийстве — и все другие состояния, которые когда-либо были признаны как аспекты меланхолии. Если мы не готовы к этой конфронтации, мы можем потеряться в лабиринтах иррационального. Но меланхолия также может быть путем самопознания, к глубокому самоанализу, самопосвящению в темные тайны души. Путешествие через меланхолию является духовным паломничеством вниз, в черную бездну внутреннего разума. Этот путь ведёт через болезненную трансмутацию, Алхимическое Нигредо, темную ночь души, в которой единственным светом является тайное освещение Черного Солнца. Это путешествие без начала и без конца, вечный проход через лабиринт мрака и блаженства, отчаяния и экстаза, безумия и мудрости, одержимости и пустоты, скорби и восторга, хаоса и предельной тишины.
Тем не менее, мы не должны отвергать это путешествие или стараться избежать его. Вместо этого, мы должны скорее наслаждаться им и учиться исследовать бездны нашей психики, потому что там мы можем найти неожиданные, забытые, иррациональные скрытые силы, которые навсегда изменят нашу жизнь, и наше видение окружающего мира. Дама Меланхолия — это врожденный элемент человеческого существования, и противоречивый опыт, постоянно переплетающийся в мистической сфере нашего воображения.
Эта книга была закончена после более десяти лет, посвященных изучению меланхолии, её происхождению и толкованиям в западной оккультной философии. Я надеюсь, эта работа вновь представит эту красивую концепцию современному читателю, а те, кто упал в черную бездну меланхолии, найдут её полезной в понимании ее мистического смысла и в преобразовании сомнения и отчаяния в полезный внутренний опыт.
«У всех людей есть способность к самопознанию» (Гераклит. Цитируется «История философии» Татаркевич В)
Первые строки Изумрудной Скрижали, древнего текста, представляющего философские основы традиционных и современных герметических доктрин, содержат знаменитый девиз «как вверху, так и внизу», который отражает убежденность, которая всегда присутствовала в человеческом сознании: вся Вселенная является единой и все вещи содержат одни и те же принципы и элементы. В древней философии человек считался наиболее важным из всех живых существ во Вселенной, и считалось, что человек был создан богами как отражение всего космоса, живой образ всей природы. Кроме того, те же самые доктрины утверждали человека выше всех других живых существ. Он был узловой точкой творения и содержал в себе каждый элемент, из которого состоит Вселенная. Земля, огонь, вода и воздух — все были отражены в человеческом теле и разуме. Как образ богов, человек был посредником между нижним (царством растений и животных) и верхним мирами (владения богов) и содержал аспекты обоих, таким образом, преодолевая космическую пропасть между противоположными принципами — материей (смертное тело) и духом (бессмертная душа).
Учение Пифагора описывало человека как «маленький мир», не потому, что он состоит из четырех элементов, но потому, что он обладает всеми способностями Вселенной: богоподобной способностью разума и природы элементов, принципом питания, роста и размножения. Тем не менее, в то же время, человек был несовершенным в каждой из этих способностей, так же, как «конкурент в пятиборье, обладая способностью осуществлять каждую его часть, все же уступает легкоатлету, который специализируется только на одной части». (Тиллиард, Ю.М.У.: «Елизаветинская картина мира») И поэтому его способности описывались как менее выдающиеся, по сравнению божественными качествами богов; элементы в нем были менее обильны, чем в самих элементах; человеческая энергия и желания были слабее, чем у зверей; энергии, питания и роста были меньше, чем у растений. И таким образом, будучи сплавом многих и разнообразных элементов, человек находит свою жизнь трудно управляемой: «ибо каждое существо руководствуется одним принципом; но наши способности тянут нас в различных направлениях. Например, одно время нас притягивает к богоподобному высшему элементу, в другое время к низшему звериному элементу внутри нас». (Тиллиард, Ю.М.У.: «Елизаветинская картина мира»)
Эта сложная природа человека была источником интереса, начиная с ранней античности. Философы и врачи анализировали принципы, содержащиеся в человеческой природе, и искали источник их существования. Более всего их очаровало возможное соответствие между человеком (микрокосмом) и Вселенной (макрокосмом). На основе теории элементов, из которых состоит весь космос, они создали теорию настроений в организме человека, которые, как они думали, отражают четыре основных элемента в природе. Этими четырьмя основными настроениями были: кровь (воздух), желтая желчь (огонь), слизь (вода) и черная желчь (земля). Теория настроений объясняла, что все человеческое тело напоминает окружающую Вселенную. Ученый эпохи возрождения и оккультист Агриппа фон Неттесхейм писал в своей знаменитой книге «Оккультная философия», что «кости напоминают землю, плоть воздух, жизненный дух — огонь». (Агриппа Генрих Корнелиус «Три книги оккультной философии») Это убеждение было также отражено в других человеческих качествах: земля означала медлительные и твердые движения; вода робость, вялость и небрежность в работе; воздух бодрость и любезное расположение; и огонь — ожесточенный, быстрый и злой темперамент. Вся философия человека, включая его склонности, внешний вид и образ жизни, определяется теми же элементами, которые составляют фундамент Вселенной.
«Элементы, таким образом, являются первыми из всех вещей, и все вещи имеют их или им соответствуют, и они содержатся во всех вещах и распространяют их добродетели через все вещи».
Одним из первых философов, которые определили и отличили элементы, был Эмпедокл, который описал мир материи, как состоящий из четырех основных ринципов: Земли, Воздуха, Огня и Воды, а также из двух основных сил: гармонии и противоречия. Он также сравнил четыре элемента с четырьмя главными божествами греческого пантеона: Зевс (воздух), Гера (земля), Аид (огонь) и Нестида (вода). Античная философия также предприняла попытку приписать конкретные особенности каждому элементу. За столетие до того, как Эмпедокл предложил свою теорию, другой греческой мыслитель, Анаксимандр, различал горячее/холодное и сухое / влажное качество всех вещах в природе. Тем не менее, именно Аристотель развил эту теорию, предоставляя влиятельный анализ элементов в соответствии с их противоположными качествами:
Аристотель пояснил, что, хотя каждый элемент разделен на два основных качества, всегда есть один доминирующий принцип. Таким образом, земля — преимущественно сухая, вода — холодная, воздух — влажный, и огонь — горячий. Горячее и холодное являются активными качествами, сухое и влажное — пассивными. Активные качества отождествляются с энергией, пассивные с материей. Земля и вода являются тяжелыми и женскими. Огонь и воздух — легкими и мужскими. Все вещи существуют благодаря поляризации и вращению четырех элементов.
Еще один анализ элементов включал их соответствия с планетами. Земля была связана с Сатурном, вода с Венерой или Луной, воздух с Юпитером и огонь с Марсом. Считалось, что планеты также влияют на элементные качества:
Связь между элементами и планетами присваивает каждому элементу особый знак Зодиака. Астрологи разделили Зодиак на двенадцать знаков и на четыре группы, каждая представляет качества назначенного элемента. И таким образом, была триада земли: Телец, Дева и Козерог; триада воды: Рыбы, Рак, Скорпион; триада воздуха: Водолей, Близнецы, Весы; и триада огня: Овен, Лев и Стрелец.
По Аристотелю противоположные качества элементов являются ключом к пониманию процессов, происходящих в природе. Горячее отделяет, делает вещи тонкими и легкими. Холодное связывает, соединяет вещи вместе, делает их грубыми и тяжелыми. Влажное качество связано с гибкостью, неустойчивостью и расширением. Сухость — это качество жесткости. Оно определяет формы и границы и связано с фиксированными и структурированными вещами. Соответственно и у Аристотеля, и в других философиях, элементы определяются их качествами:
Земля определяется холодом — связывающая и сухая — жесткое качество, и таким образом это самый твердый элемент. Он создает основу для других элементов и определяет структуру, в которой может проявляться вся жизнь. Это центр существования, поскольку она обеспечивает прочную основу для всех живых существ. Ксенофан и его последователи считали землю arche, основным принципом всех вещей.
Вода, из-за ее качества влажности, позволяет вещам принимать формы, разрыхляться и расширяться. Влажность препятствует разрушению сухости и одновременно сухость предотвращает рассеивание влажности. Вода расширяется, погружается в окружающее, наполняет все вещи и предоставляет им влагу, которая необходима для жизни. Вода была arche для Фалеса из Милета. По его словам все происходит из воды и состоит из воды. Это мнение, разделяемое многими мифологиями: китайской, ведической или шумерской.
Воздух делает вещи легкими, эфемерными и способными к восхождению в более высокие сферы. Анаксимен думал, что воздух был arche — истинной сущностью всех вещей, вместо воды или земли. Его доминирующим качеством является влага, которая заставляет его активно расширяться и распространяться. Наряду с огнем воздух является активным элементом, дыханием жизни всех живых существ. Это ветер, который оживляет природу, молния — знак богов и пространство для движения и жизненно важных процессов. Он часто характеризуется светом, запахом природы, полетом птиц и принципом творения.
Огонь разрежает, облагораживает и объединяет вещи. Он проникает и отделяет. Его сила является и творческой (дает тепло), и разрушительной (сжигает все). Он преодолевает холод земли и воды и таким образом поддерживает гармонию среди элементов. Огонь был arche в философии Гераклита — это было средство трансформации, динамический принцип изменения всей природы. Гераклит верил в переходный характер всей природы, где нет ни начала, ни конца, и вещи постоянно перетекают и изменяются в цикле через огонь: мир растворяется в огне и снова создает сам себя из огня. Как он выразился, «мир, сущность всего, был создан ни богами, ни людьми, но был и будет вечно живым огнем, постоянно воспламеняясь и постоянно угасая». (Владислав Татаркевич «История Философии»)
Элементы также были отражены в живых организмах. Земля была костями людей и животных, воздух — плотью, огонь — жизненным духом и вода — настроением. То же относится и к духовным способностям. Агриппа полагал, что огонь — это понимание, воздух — причина, вода — воображение, и чувства — земля. Чувства, однако, разделяли на другие подкатегории: «зрение огненное, никто не может воспринимать без огня и света; слух является воздушным, звук производится путем сотрясения воздуха; запах и вкус напоминают воду — без влаги нет ни запаха, ни вкуса; и наконец, чувство полностью земное и включает грубое тело и объекты».
Вращение элементов производит энергию, которая сделала возможным творение, жизнь и все жизненно важные процессы во Вселенной. Наиболее распространенным направлением преобразования было следующее: земля становится водой, вода становится воздухом, воздух становится огнем, а огонь землей — таким образом возвращаясь к началу и повторению процесса снова. Первичным средством вращения был огонь, как объяснял Гераклит: «преобразованием огня является, прежде всего, море; и на море, одна половина является землей, и другая половина вспышкой молнии. Все вещи обмениваются с огнем и огонь со всеми вещами» (Корнелиус Генрих Агриппа «Три книги оккультной философии»). В теории Гераклита общий шаблон вращения полностью изменен: «огонь живет смертью земли и воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля смертью воды» . Тот же шаблон можно найти и у Эмпедокла в «Очищении Элементов». Кроме того, Эмпедокл различает две основные силы, вызывающие разделение и соединение элементов: Соперничество и Любовь (Эрис и Эрос). Огонь как средство трансформации можно идентифицировать с принципом волнений, поскольку борьба противоположностей является источником творения и жизненной энергии. Вращение элементов может также рассматриваться согласно следующей схеме: вода — адаптация, воздух — расширение, огонь — производство и земля — втягивание. Этот шаблон естественного вращения был отражен во множестве других явлениях в природе: временах года, этапах жизни человека, циклическом подъеме и падении институтов и других вещей.
Четыре цикла природы были также отражены в четырех фазах Луны: первая четверть, полнолуние, третья четверть и темная фаза новолуния. Таким же образом человеческая жизнь подчинена цикличности смерти и возрождения, изложенной в законе кармы — космическом законе причины и следствия, который длится на протяжении жизни. Люди умирают и перевоплощаются в циклическом процессе, и все их действия в прошлом имеют резонанс в следующих воплощениях. Мир — это океан жизни и смерти, колесо времени, которое управляет судьбой всех живых существ и которое регулирует все процессы в природе.
В языческих традициях не только человеческая жизнь зависит от цикла возрождения, но весь мир меняется циклически. Это мнение отражено, например, в скандинавской мифологии, где Рагнарёк — это не окончательный конец света, он приводит к его возрождению. Это новое начало. Аналогичные мотивы встречаются в индуистской концепции циклических концов света, в которых Кали разрушает мир. Кали является Богиней времени, Кала. Она является космическим принципом разрушения и распада, ночью, темнотой и смертью. Ее поднятая рука с мечом напоминает нам о смерти, но в другой руке она держит Sangrail, vinum sabbati, эликсир жизни. Она танцует на трупе Шивы, что означает смерть, но ее танец исполняется на его пенисе в состоянии эрекции, что подразумевает семена нового творения. Монотеистическое понятие апокалипсиса — это последний суд, окончательное разрушение материального мира. Время здесь является линейным. В языческих традициях время циклично. Все умирает и возрождается. Смерть — это постоянный инициатор новой жизни. Непрерывно вращающееся колесо времени, нет никакого начала и никакого конца.
Вращение элементов и принцип преобразования также был предметом алхимии. В алхимической трансмутации земля становится водой, когда она расплавляется или растворяется; вода становится воздухом при кипении; воздух становится огнем (сухой пар), нагреваясь; и огонь снова становится землей путем конденсации в твердый материал. Символически, это изображено как четыре алхимических процесса (Нигредо — земля, Альбедо — вода, Цитринитас — огонь, Рубедо — воздух) (Иногда Цитринитас идентифицируется с воздухом и Рубедо с огнем, как самый высший элемент), в которых материя растворяется и снова конденсируется по формуле solve et coagula. В фазе Нигредо старые структуры растворяются и им разрешено гнить. Это начало алхимического процесса, в котором prima materia претерпевает изменения. На стадии Альбедо она превращается в серебро, а затем на стадии Цитринитас — серебро превращается в золото. Последний этап — Рубедо, облагораживает золото Духом и таким образом позволяет завершить алхимическую Великую Работу. Этот процесс был проведен в керотакисе, обратном конденсаторе, одном из ранних алхимических инструментов. Керотакис состоит из двух симметричных судов соединенных один над другим. Эти два сосуда соответствуют герметическому принципу «вещи выше» и «вещи ниже», сосуды часто называли небом и землей (иногда также Гадесом). В керотакисе материя преобразовывалась в дух, элементы переходили друг в друга. Там продолжалась циркуляция между активными и пассивными принципами, горячими и холодными, влажными и сухими. Целью процесса был философский камень, в котором объединялись все элементы. Таким образом, камень представляет пятый элемент: квинтэссенцию. Алхимический текст шестнадцатого века гласит: «наш камень из четырех элементов», и они все едины в равных пропорциях.
Квинтэссенция является единством всех противоположных качеств, которые содержатся в элементах. Она часто описывается как огненная вода и водянистый огонь. Это священный брак (hieros gamos) противоположностей: Венера и Марс, или Любовь и Соперничество по Эмпедоклу. Воздух (иногда земля) является принципом, который согласует основные полярности в алхимическом процессе: огонь (представлен Меркурием) и вода (Венера или Луна). Воздух содержит тепло огня и влагу воды, поэтому он является естественным посредником между полярностями. Квинтэссенция — это алхимической ребенок союза противоположностей, как можно прочесть в Изумрудной Скрижали: «Солнце является его отцом, Луна его матерью, ветер носил его в своем чреве, земля его повитуха» . Этот принцип также представлен в Таро Ату «Умеренность», где божественный ребенок является символом объединенных элементов.
Часто этот союз был представлен как гексаграмма, символ равновесия между противоположностями. Гексаграмма одновременно содержит треугольники огня и воды и символы воздуха и земли. Он также мог быть представлен как крест — общая эмблема Quatemio — четырехкратного союза. В этом смысле четыре перекладины креста представляют четыре элемента и его центр — квинтэссенция. Вертикальная часть креста также представляет Axis Mundi, связь между нижними и верхними мирами, а горизонтальная — означает землю и мир людей и зверей. Для достижения алхимической цели должны присутствовать как Подъем (сублимация) элементов, так и Спуск (коагуляция). Вместе они представляют алхимическое circulatio, которое является основой для процесса трансмутации. Как объясняет Карл Густав Юнг: «Эта циркуляция соответствует борьбе между крылатым (ртуть) и бескрылым драконами (сера), т.е. «Уроборос». Дорн описывает это как «круговую дистилляцию»… Они становятся сосудом, в котором то, что было ранее разделенным, теперь стало одной вещью, так что болезненная пауза между противоположностями постепенно переходит в двустороннюю активность одной точки в центре» (К. Г. Юнг «Mysterium Coniunctionis»).
Жидкости приносят жизнь…Когда они изливаются, они либо являются неприемлемыми в социальном мире, где мы должны скрывать даже нашу кожу; или они влекут за собой смерть. Но в жизни, они всегда заполняют разрыв между видимым и невидимым. (Ариха Нога: «Страсти и характеры: История настроений»)
Происхождение теории «жидкостей» можно проследить до самых древних культур. Ранние записи убеждают в существовании четырех телесных веществ, отображенных в шумерских трудах. В Индии была теория четырех элементных телесных жидкостей, которые можно найти в старых работах по индуистской медицине. Подобные записи можно найти в древних египетских текстах. Теория жидкостей, однако, была разработана греческими философами и врачами. В пятом веке до н.э. Гиппократ написал первую влиятельную работу по этой теме — «Corpus Hippocraticum». В одной из её частей, которая называлась «На природу человека», автор разработал медицинскую теорию отношений между элементами и жидкостями (основными телесными жидкостями) в человеческом теле. По его словам природа человека была частью того же космологического принципа, который существует в всех живых существах. Аналогичный анализ элементов также встречается в трудах Платона и Аристотеля. Исходя из всех этих убеждений во втором веке н.э. хорошо известный греческий врач Гален сформировал свою теорию четырех темпераментов — каждому приписывается особая жидкость. Отношения между ними в системе Галена были следующими:
Особый темперамент соответствовал каждому человеку, следующим убеждением было то, что одна из жидкостей всегда была доминирующей. Жидкости, как сообщается, переносятся венами из печени в сердце, и для правильного функционирования организма между ними должен быть баланс. Чрезмерное количество любой жидкости было источником заболеваний, физических и психических расстройств. Это особенно касалось черной желчи. Основным источником черной желчи и тоски была не печень, но селезенка. Термин «Сплин» (spleen — селезенка прим. перев.) в семнадцатом столетии стал синонимом плохого настроения и «желчного» злобного и обычно раздражительного человека. Ненормальные жидкости могут подниматься прямо в мозг через пар. Такие пары производятся заболеваниями и мрачными мыслями. Жидкости также могут сгорать от чрезмерной жары. Это явление часто называли «меланхолия сухости» даже если это было одно из других настроений.
Предполагается, что их роль была чрезвычайно важной: жидкости были живительной влагой тела, принципом активной жизни, жизненным теплом, которое соответствует жару и энергии в центре земли. Кроме того они отражают структуру и явления окружающего космоса. Мир и гармония Вселенной были отражены в миролюбии человека, в то время как бури и землетрясения рассматривались как страсти и динамическая часть человеческой природы. Жидкости также являются источником духовного отчуждения человека: печень производит естественный дух, сердце — жизненный дух и мозг — животный дух. Баланс между жидкостями был символом здоровья, в то время как расстройство и болезни были результатом нарушений этой естественной гармонии.
Теория жидкостей, их соответствий и функций в организме человека была разработана средневековым ученым Авиценной в его «Каноне Медицины». По его словам человеческое тело состоит из органов, жизненной энергии (thymos), жидкостей и элементов. Элементные качества неразрывно переплетались со всеми физическими и психическими процессами, что было источником темпераментов и их характеристик:
Сангвиник: веселый, оптимистичный, мужественный, остроумный, изобретательный вид. Кровь является жидкостью сбалансированного характера, которая придает силу и цвет телу. Это красный цвет и соленый вкус. Это настроение, которое превосходит другие настроения в своем количестве. Правит от 3 утра до 9 утра и возрастает весной.
Холерик: вспыльчивый, легко возбудимый, коварный, жестокий, склонный к зависти и гордости, экстравагантный и мстительный. Желтая желчь, которая регулирует этот темперамент, управляет влагой в организме человека и обеспечивает проникающее качество крови. Это желтый или красный цвет и горький вкус. Он проникает и открывает проходы и защищает тело от тяжести и сонливости. Он правит с 9 утра до 3 вечера и доминирует в летнее время.
Флегматик: вялый, бледный, сонный, простой, тяжелый и медленный. Мокрота (флегма) управляет силой, теплом и плотностью тела. Обычно это белый цвет, водянистое качество и сладкий вкус. Она увлажняет и питает мозг и мобильные части тела. Она правит с 3 вечера до 9 вечера и связана с осенью.
Меланхолик: интроспективный, упрямый, подозрительный, печальный, переменчив в настроении. Черная желчь управляет костями, селезенкой и твердыми частями тела. Это черный цвет и кислый вкус. Сгущает кровь. Черная желчь правит с 9 вечера до 3 утра и возрастает зимой, когда настроения уплотняются и люди становятся вялыми.
Отличительный темперамент делал каждого человека уникальный микрокосмом, включая некоторое сходство с другими микрокосмами, но никогда не был идентичным. Функция настроений была, по словам Авиценны и его последователей, источником жизненной силы (пневма или thymos), связью между телом, душой и духом. Жизненная сила сохраняла жизнь, производя движения и ощущения, и была связана с перевариванием пищи, ростом и размножением.
Влияние настроений также сравнивалось с планетами. В его «Трех книгах оккультной философии» Агриппа написал, что все вещи под Сатурном ведут к печали и тоске; под Юпитером к веселью и чести; под Марсом к смелости, раздору и гневу; те, что под Солнцем к славе, победе и мужеству; под Венерой к любви, страсти и прелюбодеянию; под Меркурием к красноречию; те, что под Луной к общей жизни. Агриппа также приписывал все действия и настроения людей к планетам: Сатурн управлял стариками, монахами, печальными людьми, скрытыми сокровищами и «теми вещами, которые получены в дальних поездках и трудностях», Юпитер управляет религиозными людьми, прелатами, королями и князьями и «такого рода выгодами, которые получают законно»; Марс властвует над парикмахерами, хирургами, врачами, военачальниками, палачами, мясниками, «всем, что создают пожары, пекарями и солдатами, любым, кого можно назвать воинственным человеком» и др. Считалось, что каждая планета имеет особое влияние на мирскую жизнь, и это влияние было отражено в физиологии и расположении человека. Человек и окружающий мир существуют в совершенной гармонии, и знание процессов, лежащих в основе этого космического равновесия, является ключом к долголетию, здоровью и бессмертию духа.
Таким образом, осознавая соответствия между настроениями, планетами и элементами, мы можем сделать диаграмму сравнения между микро и макрокосмосом:
В юнгианской психологии четыре элемента отражены также в четырех функциях психики: ощущения, чувства, мышление и интуиция. В духовном смысле они были представлены эфирным, астральным, ментальным и каузальным телами. Философы считали, что человеческое существо объединяет все качества макрокосма, материальные и духовные. Поскольку они отличали три составляющих человеческого духа (жизненное, природное и животное), они считали, что жидкости были более конкретными представлениями этих духовных способностей — в виде элементов они поднимаются и опускаются в организме человека в процессе циркуляции, который связывает материальные и нематериальные части человека вместе, таким образом, делая человека полным микрокосмом. Вот почему древние и средневековые мыслители считали человека гармоничным отражением и балансом всей Вселенной. Это видно на примере неоплатонических теорий, например в «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола воспринимал человека как «посредника между существами,… приближенного к богам над ним,… господином существ под ним», или «толкователем природы». Это положение наделяло человека огромным потенциалом изменчивости и творчества.
«Магия — это высшая наука, существующая на нашей планете, поскольку она учит метафизическим законам так же хорошо, как и метапсихическим на всех плоскостях» (Франц Бардон «Практика магической эвокации»)
Теория элементов и их многочисленные соответствия были основой для многих видов магических практик от древних времен и до наших дней. Ритуалы, церемонии и другие торжества и праздники, были основаны на контакте с природой, и роль элементов всегда имела большое значение. Мастерство окружающего мира было неразрывно связано с освоением принципов, из которых состояла Вселенная. Многие ритуалы включали вызов элементных сил, либо с целью очистки, как в ритуалах изгнания, или для работы с силами, связанными со специфической элементной энергией. Божества, демоны, ангелы, элементали и другие сущности, которых вызвали маги и жрецы в своих операциях, часто были связаны с одним из четырех элементов, и структура магической операции была основана на его соответствиях.
И таким образом, элементы стали ассоциироваться с четырьмя сторонами света: Земля — Север, Вода — Запад, Воздух — Восток и Огонь — Юг. Устанавливая контакт с энергией, приписываемой каждому направлению, практикующий использует специальные знаки, символы или заклинания. Среди таких специальных знаков мы можем упомянуть, например элементную пентаграмму, используемую в вызывающем и изгоняющем ритуалах. Элементы и кардинальные направления также представлены определенными божественными формами, духами или другими сущностями. Среди мифологических божеств, связанных с элементами, на которых ссылаются в магических операциях можно упомянуть следующие примеры:
Земля
Адити (индуистская) — Великая Мать, Акер (египетский) — Бог земли; Ану (ирландская) — Богиня земли и мать богиня Туата Де Данаан; Церера или Деметра (греко / римская) -богиня роста и плодородия; Изменяющая женщина (апачи) — Богиня земли; Керне или Гем (кельтский) — Рогатый Бог/Дух леса; Цернунн (ирландский/кельтский) — Рогатый Бог леса и хранитель тайн земли; Дионис или Вакх (греко / римский) — бога вина и экстаза; Гея (греческая) — богиня земли; Геб (египетский) — бог земли; Гвинн ап Нудд (валлийский) — Бог преисподней и Дикой охоты; Гадес или Плутон (римский/ греческий) — бог подземного царства; Хлодин (исландская) — богиня плодородия; Мин (египетский) — бог плодородия; Нертус — (германская) мать земли; Ну Куа (китайская) -богиня творения; Пан (греческий) — темное божество природы и сексуальности; Рея (греческая) богиня гор; Тескатлипока (толтек) — Бог войны, смерти, Севера, вечернего неба и подземного мира.
Вода
Амфитрита (греческая) — богиня моря; Анукет (египетская) — богиня Нила; Афродита (греческая) — богиня любви и красоты; Апну (вавилонский) — бог пресной воды; Хнум (египетский) — Хранитель истока Нила; Данаиды (греческие) — дочери Даная осужденного в Аиде вечно наливать воду в бездонный сосуд; Главк (греческий) — Бог моряков; Иутурна (римская) — богиня источников воды; Лир (кельтский) — древний царь океанов; Мимир — скандинавский хранитель источника мудрости; Наяды (греческие) — нимфы ручьев, источников и фонтанов; Нимуэ (кельтско-артурианская) -Леди озера; Нингио (японская) — богиня рыб, если её съесть, это гарантирует вечную молодость и красоту; Океан (греческий) — Бог внешнего моря вокруг земли; Посейдон или Нептун (греко-римский) — бог моря; Тиамат (вавилонская) — Дракон, богиня горьких/соленых вод; Тритон (греческий) — полу человек, полу рыба; Ран (скандинавская) — богиня моря и королева утопленников; Эа/Энки (аккадо/ шумерский) — Бог моря.
Воздух
Эол (греческий) — сын Посейдона, повелитель ветров; Ану (ассиро/ вавилонский) — бог неба; Юпитер или Зевс (греко/римский) — бог небес; Борей (греческий) — бог, олицетворяющий Северный Ветер; Брахма (индуистский) — творец неба и земли иногда изображался верхом на лебеде или павлине; Фригг (нордическая) — богиня небес; Хадад (сирийский) — бог грома; Гера/Юнона (греко/римская) — царица Неба; Индра или Сваргапати (индийский) — властелин небес; Ирис (греческая) — крылатая богиня Радуги, которая путешествует со скоростью ветра; Лилит (семитская) -крылатая госпоже воздуха; Нут (египетская) — богиня великого неба; Один (северный) — создатель космоса; Перун (славянский) — бог грома; Рудра (индуистский) — бог бури; Кецалькоатль (науатль) — бог ветра, как правило, представлен как пернатый змей; Таранис (кельтский) — бог грома.
Огонь
Агни (индуистский) — бог огня и хранитель человека; Аполлон (греческий) — бог солнца; Аринна (финикийская) — богиня Солнца; Бригид (кельтская) — богиня огня; Гованнон (кельтский) — бог огня и металлов; Гестия (греческая) — богиня домашнего очага; Гефест или Вулкан (греко/римский) — бог огня и металла; Локи (скандинавский) -бог огня и озорства; Мардук — вавилонс
Сурья (индуистский) — ослепительный бог солнца; Сурт (нордический) — огненный гигант Муспельхейма; Сварог (славянский) бог огня и солнца; Тифон (греческий) -монстр, на чьих плечах имелись головы ста драконов; Шиутекутли (науатль) — бог огня.
Теория элементов отражается не только в типе инвокации / вызываемой энергии, но и в средствах, которые практик использует в магических операциях. Храм, в котором работает маг, является изображением макрокосма и это же относится к магическому алтарю, который обычно включает в себя четыре основных инструмента, соответствующих четырем элементам: пентакль (земля), чаша (вода), меч/кинжал (воздух) и жезл (огонь). Каждое из этих средств используется в различных частях ритуала и для различных целей:
Пентакль является инструментом синтеза, проявления силы на земле. Он часто используется как щит и одновременно, как ворота, в зависимости от операции. Пентакль получает энергии инвокации и уравновешивает их для использования в ходе церемонии, или блокирует и нейтрализует нежелательные влияния. Та же самая функция может относиться к зеркалу, или щиту. Как инструмент синтеза, он связан с молчанием, связыванием энергий и возведением запасов силы.
Чаша, или котел, это средство приема, символ чрева и женского принципа сдерживания и воспитания, представление смерти и рождения. Это преобразование восприятия мага в церемонии, создание и обновление. Это дверь, через которую восприятие достигает царства сна и фантазий. Чаша — это сосуд, содержащий освященные напитки, такие как вино, но также и очищенную воду.
Кинжал/меч — оружие анализа, уничтожения, рассеяния энергий. Вот почему он используется в ритуалах очищения, чтобы изгнать нежелательные энергии. Это символ власти, который разделяет влияние энергий на материальном плане. Меч обычно не наточен и никогда не используется для того, чтобы что-либо резать.
Жезл или посох является символом подлинной воли мага. Это проекция воли мага на материальную плоскость, а также на астральный уровень. Он используется для заклинаний и направления энергии. Жезл-это фаллический символ, связанный с мужской энергией и таким образом, с направленной творческой энергией и жизненной силой мага.
Число элементов в природе — это символ равновесия, порядка во Вселенной, и таким образом, число четыре является одним из принципов, которые составляют мир природы во многих религиозных, мистических и магических традициях. Например, в Каббале четыре мира параллельны десяти Сефирот на космическом Древе Жизни, и есть четыре соответствующих уровня, которые представляют собой общие склонности человека: физическое движение (земля), эмоциональная природа (вода), интеллектуальные способности (воздух) и духовное измерение (огонь):
Все творение основано на конкретных космических принципах, которые в их общих формах представлены четырьмя элементами/мирами и в более сложном смысле десятью Сефирот. Древо Жизни также часто рассматривают разделенным на три «столпа»: «женская пассивная сторона или «столп Силы» (Бина, Гебура, Ход) и активная мужская сторона, или «столп Милосердия» (Хокма, Хесед, Нецах). Между ними существует нейтральная сфера, состоящая из четырех оставшихся Сефирот (Кетер, Тиферет, Йесод и Малкут), так называемый «срединный столп» или «столп сознания». Этот столп, который простирается от самой низшей сефиры, является основным мистическим каналом при переходе от материального плана к духовному. Этот столп равновесия призван сохранять баланс двух других столпов. Опять же, есть четыре уровня, четыре шага в развитии сознания. Средний столп является Axis Mundi, осью мира, вокруг которой структурирован микро и макрокосм. В микрокосмическом смысле этот компонент является позвоночником в человеческом теле на базе так называемых «чакровых» уровней. Это, в свою очередь, соответствует индийской тантрической системе, в соответствии с которой адепт развивает сознание согласно схеме семи основных уровней, называемых чакрами (Муладхара, Свадхисхана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна, Сахасрара). Преобразующей силой является Кундалини, огненный дракон, который пробуждаясь, поднимается на уровни конкретных чакр, и активирует определенные силы и способности. Чакры также соответствуют четырем элементам: Муладхара является землей и её эквивалент на каббалистическом Древе — уровень Малкут/Лилит; Свадхистхана — это элемент воды и соответствует Йесод/Гамалиил; Манипура — это огонь и Анахата — воздух, вместе они соответствуют уровню Тиферет/Тагирион; Вишудха представляет Бездну и скрытую сфиру Даат; Аджна и Сахасрара соответствуют уровню Кетер/Таумиэль и представляют результат пробуждения других чакр.
Четыре фазы духовного прогресса являются основой для алхимического шаблона четырех основных процессов в Magnum Opus: Нигредо, Альбедо, Цитринитас и Рубедо. Таким образом, мы можем представить следующую диаграмму сравнений:
Во многих метафорах космическая гармония Вселенной делится на четыре четверти. Земля, Небеса и Нижний мир — все состоят из четырех различных сфер. Это разделение макрокосма на четыре, символически представлено Тетраморфом. Тетраморф отражает космический порядок, установленный богами после победы над первобытным хаосом. Это символ света, создания и совершенной структуры. Четыре четверти Вселенной находятся под охраной четырех наблюдателей, хранителей космического порядка. Эта идея широко распространена по всему миру. В Китае это: зеленый дракон, белый тигр, красная птица и черный воин. В Тибете это космические стражи: человек-дракон, черная собака, стервятник Гаруда и лошадь и всадник. Египетская Книга мертвых упоминает о трех космических животных и одно из них с человеческой головой. В магическом папирусе мы видим крокодила, змею, ястреба и Гора — ребенка на лотосе. Кроме того, в Мексике есть ритуальные маски Четырех Регентов: крокодила, собаки, грифа и черепа. В апокрифическом видении Иезекииля присутствуют Лев, Орел, Бык и Человек. В Тетраморфе Лев традиционно помещается справа внизу, орел в левый верхний стороне, бык на левой нижней части и человек в правом верхнем углу. Эти существа имеют аналогичный символизм во всех этих традициях. Всегда есть два символа, представляющие нижнюю, хтоническую, земную сферу (Бык и Лев) и еще два, представляющие высшее, небесное царство (Орел и Человек). Во всех религиозных и магических традициях можно найти Axis Mundi, которая также отражена в вавилонском мифе Этана: змея и орел жили гармонично на дереве (Axis Mundi) до тех пор, пока орел не начал пожирать потомство змеи. Тогда змея обратилась к Шамашу (Богу Солнца) за правосудием и наказанием коварного орла. Шамаш посоветовал ей скрыться в туше Быка и бросает орла в нижний мир. Орел должен нести Этана человека на небеса, чтобы искупить его преступление. Все время история вращается вокруг этих четырех космических существ: змея, орла, быка и человека. В вавилонской традиции они являются хранителями космических четвертей. Кроме того есть также другие записи астрологического разделения Вселенной на четыре. Вавилонская Астрология разделяла небо на «пути богов»: путь Ану, путь Энлиля и путь Эа. Это были пути, согласно которым солнце «путешествовало» по своему ежегодному курсу по четырем основным маршрутам: начиная от пути Эа — север, через путь Ану, путь Энлиля и обратно на Юг, через путь Ану, возвращаясь наконец к Эа. Эти способы символически были представлены в качестве четырех знаков зодиака: Телец (северный путь от Ану к Энлилю), Лев (на юг от Энлиля к Ану), Скорпион (юг от Ану к Эа) и Водолей (к северу от Эа к Ану).
Четыре архетипических космических существа также соответствуют сфинксу -существу с женским лицом, змеиным хвостом, телом льва и крыльями орла. Сфинкс всегда была широко признанным символом «Высший Загадки», «Квинтэссенции», которая объединяет четыре космических принципа и придает ему пятой — дух. Аналогичным символом является дракон, который представляет собой синтез четырех элементов (тело — земля, дыхание — огонь, крылья — воздух, чешуя — вода) и таким образом становится Квинтэссенцией. Квинтэссенция является центром Тетраморфа. Это связывает и регулирует другие принципы. Его иконография часто включает в себя круг или мандорлу в центре четырех соседствующих точек. Центр является Пупом Мира (Ompha-los Mundi) вокруг которого строится все творение. Такими точками, например, является гора Меру в буддийской космологии — пуп Мира и Ось мира: в этой космологии есть четыре реки, которые берут начало на горе Меру, это потоки воды (синий), молока (белый), меда (желтый) и вина (красный), что соответствует четырем алхимическим процессам (Нигредо, Альбедо, Цитринитас, Рубедо) и четырем жизненным началам (черной желчи, слизи, желтой желчи и крови). Гора также имеет соответствующие стороны ее пирамидального пика: Юг — синий (ляпис-лазурь или сапфир), Восток — белый (кристалл, серебро или алмаз), Север — желтый (золото), «Запад — красный (рубин). Четыре острова вокруг горы Меру также связаны с четырьмя элементами и центральный остров, на котором находится гора меру, соответствует пятому элементу, Квинтэссенции (Джон Опсопаус «Таро Пифагора»).
В микрокосмическом смысле, эти четыре космических принципа в Тетраморфе представляют собой человеческие качества и черты: Бык — настойчивость, стабильность, жертва и прочность; Лев — сила, движение, величие и интуиция; орел -интеллект, активность, эмоциональность; человек — мышление и понимание. В другой интерпретации бык является чистым веществом, лев является воплощенным духом, орел является смертью и возрождением, и человек — это взаимодействие точного знания и совершенной формы. Тетраморф представляет также множество других четверичностей, которые соответствуют этим космическим принципам. Существует параллель между ними и четырьмя мастями младших Арканов Таро. Они также могут относиться к «четверичности Меркабы», четырем Сефирот по юнгианской схеме: Бык — Гебура, Лев — Хесед, Орел — Хокма и Человек — Бина. В христианской символике четыре архетипической хранителя могут быть идентифицированы с четырьмя евангелистами. Четыре структуры природного мира также включает в себя четыре основных ветра в древнегреческой мифологии: влажный Западный ветер (Зефирос), горячий Южный ветер (Нотус), сухой Восточный ветер (Апеллиотес) и холодный Северный Ветер (Бореас). Это имеет сходство с четырьмя реками подземного мира, которые представляют собой вход в мир мертвых: Флегетон (тепло), Кокитос (сухость), Стикс (холод) и Ахеронт (влажность).
«То, что мы обычно называем «внешнейреальностью», видится как глубина и прозрачность. Ничто не является только тем, чем представляется» (Томас Мур «Внутри планет: Астрологическая Психология Марсилио Фичино»)
Теория элементов и их соответствий может быть дополнительно обсуждена более подробно. Но поскольку нашим основным интересом является меланхолия, мы сейчас более пристально рассмотрим символизм, связанный с этим мистическим явлением. Приведенный ниже перечень является далеко не полным и очевидно существует еще много соответствий, которые можно было бы добавить, но все же он охватывает наиболее часто упоминаемые характеристики и предоставляет традиционный образ меланхолии и эзотерический смысл этой обширной концепции.
Элемент: Земля
Телесная жидкость: черная желчь
Характеристики: темнота, толщина, медлительность, вялость, сон, смерть, возрождение, тишина, боль, скука, беснование, печаль, упрямство, жесткость, богохульство, собственничество, материализм, ревность, зависть, консерватизм, инерция
Склонность: медлительность, твердость
Цвет: черный, и все прозрачные цвета, земной, свинцовый, или коричневый
Алхимическая фаза: Нигредо
Планета: Сатурн, Земля.
Качество: холод и сухость
Элемент человека: тело
Часть тела: кости
Стадия жизни: старость, смерть
Физическое ощущение: чувство Вкус: кислый
Измерение: материальный план
Чакра: корневая (Муладхара) или Вишудха (горловая чакра связана с влиянием Сатурна)
Сезон года: зима или осень Расположение: селезенка Время суток: ночь Квадрант: северный
Травы: горлец, папоротник, жимолость, полынь обыкновеная, нарцисс, тысячелистник, дубовый мох, конская мята, паслен, болиголов, валериана
Металл: свинец
Животные: черви, кроты, кошки, вороны, волки, жабы, свиньи, медведи, верблюды, василиски, зайцы, обезьяны, драконы, мулы — одинокие, ночные, живущие обособленно, грустные, созерцательные, унылые, скупые, страшные животные; змеи и ползающие животные, скорпионы, муравьи, мыши и многие виды грызунов, питающиеся тем, что приходит от гниения в земле или живущие в руинах; скарабей
Камни: оникс, обсидиан, гематит, черный турмалин, коричневая яшма, халцедон и все темные, тяжелые, земные вещи
Растения и деревья: нарцисс, тархун (лат. Artemisia dracunculus), рута, тмин, морозник, мандрагора, опиум, прострел, ветреница и те, которые никогда не высеивают и никогда не плодоносят, фрукты и те, которые дают ягоды темных цветов и черные плоды; черное фиговое дерево, сосна, кипарис, тис
Птицы: ушастая сова, летучая мышь, чибис, ворона, перепелиные
Рыбы: угорь, который живет отдельно от других рыб, минога, рыба собака, которая пожирает молодую часть растения: корни
Сила Закона: опыт моральной добродетели: стойкость
Адские реки: Ахерон
Король демонов: Амаймон
Каббалистической уровень: Бина (Понимание)
Уровень клипот: Лилит (мир материи), Тагирион (Черное Солнце), Сатариэль (сфера Сатурна)
Язвы египетские: вода, превращенная в кровь Духи стихий: гномы Магическая аксиома: молчание
Магический инструмент: пентакль, зеркало, каркас барабана, щит Знаки зодиака: знаки земли — Козерог, Телец и Дева Обязательство: дисциплина Праздник: Самайн (праздник мертвых).