Обряд погребения умерших в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области

Обряд погребения умерших в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области

Еще на рубеже XVII-XVIII вв. Дж. Вико писал, что «наблюдая все нации, как варварские, так и культурные, отделенные друг от друга огромнейшими промежутками места и времени, различно основанные, мы видим, что все они соблюдают три следующие человеческие обычая: все они имеют какую-нибудь религию; все они заключают торжественные браки; все они погребают покойников; и нет среди наций, как бы дики и грубы они ни были, такого человеческого действия, которое совершалось бы с более изысканными церемониями и с более священной торжественностью, чем религиозные обряды, браки и погребения». Мне кажется, что это мнение итальянского мыслителя остается актуальным до сих пор. И в своей статье мне бы хотелось коснуться одного из трех важнейших «человеческий обрядов» – обряда погребения покойников, а также тех верований, которые с ним связаны.

Статья основана на материале, собранном летом в 2006 г. в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области по программе «Похороны». Целью статьи является описание обычаев и обрядов, связанных со смертью человека, которые существуют на Андомском погосте на сегодняшний день. Сам похоронный обряд можно разделить на несколько «этапов».

Приготовление к смерти

Большинство пожилых людей готовятся к смерти заранее. Раньше существовала традиция самим шить смертную одежду – саван («саван был с длинными рукавами и куколем (капюшоном)»). Шили саван из белой подержанной ткани, стежками от себя («в пятку»), не завязывая узлов, «чтобы мертвый не пришел еще за кем-нибудь или не нашел дорогу назад». Одевали саван поверх всей одежды, подпоясывали, на голову женщине повязывали платок. Из такой же подержанной ткани делали покрывало и наволочку. Ткань рвали руками, резать ее было нельзя. Сейчас саван никто не шьет, но смертную одежду также готовят заранее. Многие информанты охотно соглашались нам ее показать.

Мужчины для себя и своих жен делали гробы, которые обычно хранились на чердаке, чем-нибудь заполненные, чтобы не «тянул к себе» . Доски для гроба строгали от себя. Крупные щепки сжигали на улице, а мелкие клали на дно гроба. Для подстилки использовали березовые листья («сморкали веники»). Прутья от веников сжигали на улице, так как «если щепки-то [от гроба] в печи жечь, она [печь] захолодит», т. е. перестанет давать жар. Сейчас гробы не готовят заранее, а покупают их в магазине.

Смерть

Если перед смертью человек сильно мучается, то его кропят водой, читают три раза подряд «Сон Богородицы» (важно, чтобы при этом не было чужих людей), затем кладут текст под подушку умирающему и человек спокойно умирает. Также для облегчения выхода души из тела открывают печную трубу.

Когда человек умер, в комнате занавешивают окна, зеркала, убирают фотографии умершего и закрывают трубу, чтобы в дом не проникла нечистая сила.

Если умирал колдун и сильно мучился, так как не успел передать никому слова, то для того, чтобы спокойно умереть, ему было необходимо вымолить прощение перед иконами. После этого ему давали веник, чтобы он наговаривал на каждый прутик, вытаскивая его из веника и бросая на пол. Другие люди, находившиеся при умирающем колдуне, не брали этот веник голыми руками, чтобы не взять на себя его грехи. Веник осторожно выносили на улицу подальше от дома и сжигали. Из рук умирающего колдуна ничего нельзя было брать, не разрешалось также, чтобы он брал за руки присутствующих, так как считалось, что таким образом он пытается передать свою силу. Рассказывали также, что когда колдун умирает, начинается гроза или буря («сходит вихрь»).

Обмывание и одевание покойника

После того как человек умер, его на два часа кладут на пол на солому или половичок. Снимают все украшения и одежду (причем ее не разрезали, а разрывали). Приглашают «мыльниц» (женщин, которые обмывают покойника), обычно двух пожилых женщин.

Через два часа приступают к мытью. Для этого берут обмылок, мочалку, расческу, полотенце и теплую воду. Все эти предметы обязательно кладут в гроб в ноги покойнику, чтобы колдуны не воспользовались ими и не навели при помощи этих предметов на кого-нибудь порчу. Воду потом выливают подальше от дома, подстилку сжигают на улице.

Одевать покойника начинают только после того, как тело обсохнет. В это время разговаривают с мертвым, просят его не сопротивляться, сгибать руки и ноги. Считается, что пока человек не похоронен, он все слышит и видит. Крестик вешают ему на шерстяной нитке. Нельзя надевать серебряный крестик, а то «на том свете нечистая сила покою не даст» . Крест умершего носить оставшимся в живых категорически запрещалось. Руки покойника складывают на груди так, чтобы правая была сверху. В нее вкладывают пропуск (подорожную), то есть молитву св. Николаю Чудотворцу; на грудь кладут маленькую иконку, на лоб — венчик.

Покойнику связывают руки и ноги, чтобы они не расходились («чтобы он [покойник] застыл» ), но перед тем как хоронить, их обязательно развязывают, чтобы «он [покойник] на том свете мог ходить». Нитку, которой были перевязаны руки и ноги покойника, оставляют в гробу.

Затем мертвого кладут на стол ногами к выходу, а головой к иконам под углом 45°.

Через сутки тело перекладывают в гроб. На крышку гроба прибивают распятье.
В той же комнате, где стоит гроб, ставят на отдельный столик свечи, хлеб, соль, чай в чашке, кусок рыбника и другие пироги. Эта еда стоuт до сорокового дня. Когда чай в чашке высыхает, его наливают снова. После сорокового дня эту еду выбрасывают на левый (от входа) угол дома, чтобы никто не видел.

Чтобы тело не стало разлагаться, пока оно еще находится в доме, под мышки покойнику кладут сырые яйца, под гроб — пилу или таз с марганцовкой или крапиву. Тело протирают спиртом, рядом с гробом кладут два осиновых полешка, в комнате кадят или жгут можжевельник.

Тело держат дома двое суток. Последнюю ночь родные не спят, сидят у гроба или в соседней комнате. В комнате с покойником не оставляют кошку, чтобы она не обгрызла ему лицо (нос).

Далее стоит сказать несколько слов о священнике. Некоторые семьи приглашают священника накануне похорон. Тогда тот всю ночь читает над умершим молитвы, а затем отпевает его по православному обычаю. Однако это происходит довольно редко, так как в Андомском погосте высокая смертность и нет своего постоянного священника (священник один на 7 деревень, приезжает на Андомский погост раз в неделю).

Вынос тела

Вынос тела происходит в 12 часов дня. «Пришедшие проститься с покойным должны вначале перекреститься, подойти к гробу, поклониться и сказать: “Прости меня, если когда чем обидел, а тебя Бог простит”. Только потом здороваются со всеми присутствующими» .

Утром, в день похорон, у гроба зажигают свечи: по одной в головах, в ногах и с боков. Раньше перед выносом во время прощания причитали, но сейчас эта традиция утеряна. Плачут обязательно в платок, чтобы слезы не упали в гроб, «иначе покойник на том свете мокрым будет» . После прощания свечи гасят, огарки кладут в гроб. Гроб выносят чужие люди (родственникам также нельзя было копать могилу), вперед ногами, чтобы мертвый не нашел дорогу обратно. Сначала выносят венки, потом иконы, затем крышку гроба и сам гроб. Табуретки в доме сразу же опрокидывают. Следом за гробом по избе идут две женщины. Одна жжет на железной лопатке «ферёсу» (можжевельник) и окуривает избу, а другая брызгает вслед водой.

Раньше гроб до кладбища несли на носилках. Теперь для этого используют машину. За гробом до самого кладбища бросают хвойные ветки.

Предание тела земле

На кладбище тоже просят прощения у покойника и прощаются с ним. Затем на грудь покойнику сыплют крестом немного земли, «чтобы с землей познакомился». Считается, что после этого покойник больше ничего не слышит. В могилу бросают медные монеты для «выкупа земли» . Родные также бросают на гроб по горстке земли.

Хозяйничать и убирать в доме остаются несколько женщин. Пол, пока умерший был в доме, не подметали, так как, согласно поверью, если подметешь, то покойник будет сорок дней «пахать на том свете» . Поэтому убираются в доме только после выноса тела. Открывают трубу, затапливают печь. Весь мусор сметают к порогу и сжигают в печи. Моют пол одним ведром воды, пятясь назад к порогу. Тщательно моют порог. Нужно успеть убраться в избе, пока гроб не опустили в могилу. Потом накрывают на стол. В первую очередь ставят на него солонку и хлеб.

Поминки в день похорон

Вернувшихся с кладбища женщины встречают на улице, поливают из ковша им на руки воду, в которую предварительно опускали крестик, и дают вытереть руки всем присутствующим одним полотенцем.

На поминках на общий стол ставят лишнюю чистую тарелку, ложку и чашку. Если во время поминок упадет под стол ложка, ее не поднимают до конца поминок. Обязательной едой на поминках являются кутья, кисель, рыбник и рыба. За угощенье на поминках не благодарят.

Существует также очень важный, по мнению андомцев, обряд, который предохраняет от появлений покойника после его смерти. Для этого возле порога предварительно складывают кучку тонких поленьев-шепок. Каждый пришедший на поминки берет по этому тоненькому полешку, заносит в дом и кладет у печи, при этом обязательно заглядывая в устье печи. Если кто-то забывал заглянуть в печь, специально говорят: «Погляди-ка, устье-то у печи пало».

Если умерший не дает по ночам покоя, дверь зааминивают, то есть после закрытия двери на ночь, говорят: «Против ночи – косточка, где днюешь, там и ночуешь. Аминь. Аминь. Аминь» . Затем необходимо перекрестить все окна и двери.

Тем не менее, несмотря на все эти предосторожности, практически каждый информант рассказывал о том, как он видел покойников (во сне или наяву); например: «Мне снится мама [умершая несколько лет назад], мама снится. Я говорю: “Ой, мама, мама!” Платок она на себя беленький натягивает, наяву видела… хочу встать только с постели, как все потерялось» ; «В аккурат шестого ноября, я тут это испугаласи, как лежу, как затопало в углу, слышу, что двери открылись и затопало, так уж топат, идет. А вот до этой двери дошло, у меня двери-то закрыты были, я сразу: “Ой, Господи, благослови”. И вот все отвалилоси”.

Если человек боится покойников, ему советуют пойти на похороны и подержать умершего за ногу. «Да я слыхала от старых, чтобы не бояться, дак пришел к покойнику [имеется в виду на похороны] да за ноги подержал».

Поминки в течение года

Считается, что душа покойного навещает дом до 40-го дня.

Поминают покойника на 2-й, 9-й, 20-й, 40-й день, полугодие и годовщину.
До 40-го дня закрывают могилу хвойными ветками, а потом снимают и сжигают их. К этому дню в доме стараются все перестирать и вымыть. После сорокового дня сжигают одежду, в которой покойник умирал.

С 40-м днем также связывают поверье, что если в течение этих 40 дней после смерти одного человека умрет второй, то нужно ждать и третьей смерти. Если кто-то из близких очень сильно тосковал, ему рекомендовали прочесть во время умывания утром следующий заговор: «Вода-водица, река-царица, заря-зарница, соймите с меня тоску-печаль, унесите на сине море, в морскую пучину, где люди не ходят, на конях не ездят. Как в морской пучине серый камень не встает, так и у раба Божьего (имя) тоска-печаль к ретивому сердцу не приступала бы и отшатилась бы, и отвалилась бы. Аминь».

Более распространенный способ «снять тоску» следующий: надо взять платок, в который тоскующий плачет, и неглубоко закопать у могилы или в могилу. И в завершении мне бы хотелось отметить, что степень вариативности исполнения обряда погребения умерших у разных семей на Андомском погосте очень мала, а степень сохранности похоронных традиций — очень велика.

Автор: А.Г. Айдакова

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Anonymous