В прежние времена возле селения людей находилось очень много непроходимых лесов, лесных озер и болот. Этим пользовались ведуны, сливая воедино силу колдовства и природы. Помогали им в этом природные духи, которых в народе называли лесовиками, лешими, полевыми духами, водяными, болотными и т. д. В особом почтении и уважении у ведунов всегда были и есть болотные духи.
Именно топкие болота наделены невероятной, могучей силой, возможно, оттого, что в болотных топях сгинуло великое множество христианских душ. Призраки усопших, сгинувших без всякого покаяния и причастия, витают над болотами в виде огней. Следит за этими призраками, малыми духами, великий дух — царь болотный Жабник. Когда требуется его помощь и поддержка, колдунья вызывает его специальным заклинанием, сделанным на кусок хлеба. Дух Жабник — что ни на есть полновластный хозяин болот, от его воли зависит очень и очень многое, потонуть ли в его топком болоте человеку или нет, наберет ли гость болотный грибов и ягод или он пиявками будет искусан. Он же усмиряет вечно недовольных и злобных духов утопленников, не позволяя им без нужды заманивать в болото людей. В невидимом глазу болотном царстве, среди духов малых и больших имеются и свои ранги, впрочем, так же, как в сфере других земных и планетарных духов. Хороший, знатной ведун, обязан знать все имена, как земных и небесных, так и духов болот и озер. Вызывают болотных духов лишь в нечетные числа, после полнолуния. Я научу вас некоторым заговорам и заклинаниям, которыми иногда пользуются ведуны.
Заклинание на духа болотного для исцеления
Берут краюху черного, ржаного хлеба и несут ее на груди, за пазухой до болота. Возле болота крошат хлеб и говорят:
Я не хлеб ржаной крошу,
Царя Жабника я прошу:
— Ты, дух Болотный,
Ко мне (имя) приди
И с собой три болотных огня принеси.
Пусть огни эти яро горят
И (такого-то) хворобу спалят.
Чтобы раб (имя) не болел,
Не страдал, не мучился, не скорбел.
Возьми, Жабник, его поганую хворь,
Утопи в болоте своем его боль.
Хлеб ржаной мой прими И себя подкрепи,
Мне (имя) подсоби —
На болото хворобу сведи.
Губы, зубы, ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.
Уходят от места, не оглядываясь.
Чтоб ни враг, ни друг не нашел
Прежде были беглые каторжане, и бежали они в непроходимые леса и болота. Иногда подле таких мест постепенно вырастали целые селения. Как правило, беглецы, чтобы их не поймали, заручались у ведуний сохранными колдовскими грамотами — оберегами. Самыми сильными для такого случая были болотные обереги.
Берется кусок свиного мяса и через левое плечо бросается в болото, при этом говорят:
Как Иисус Христос из свиней легион изгонял
И такого одного беса в болото вогнал.
И сей бес до сих пор в болоте живет,
Из трясины на Божий свет не идет.
Пусть куском свиньи сей бес хомутится
Да туманом болотным клубится,
За меня бес пусть заступится,
Кто за мной гонится,
Того разум замутится.
Кто врагом моим вслед за мной ринется,
Изловить меня и посадить в цепи кинется,
Пусть туманом свиное рыло явится
И с обидчиком моим расправится.
Губы, зубы, ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Если человека испортили так, что на него обрушились сразу тридцать три болезни, в этом случае ни врачи, ни профессора не помогут, а поможет болотное колдовство. Пойдите в полнолуние на край болота и дождитесь, чтобы болотный туман сгустился как молоко. Достаньте из-за пазухи новую белую тряпку и промокните с болотной травы росу. Когда тряпка намокнет от росы, заговорите ее и оботрите лицо, руки и тело. Бросьте тряпку в болото и уходите. Когда станете уходить, не оглядывайтесь, вслед вам будет смотреть болотный дух Росник, а с ним и души, утопшие в болоте.
Заговаривают росную тряпку так:
Дух Росный, роса — твоя слеза.
Утренняя слеза — мне помощница.
Не водой обливаюсь, а слезой обтираюсь,
От хвори, от боли, от порчи освобождаюсь,
От жара, от хлада, от зуда, от костеницы,
От глазной, головной и спинной ломицы,
От кривой режницы, от рожи-скудницы,
От чушейницы, от слепоты, гнойницы,
От всякой гибельницы
Дай мне, Росник, освободиться,
Слезами росными отмолиться.
Трясина, тяни, беду с меня забери.
Просьба моя крепка, просьба моя лепка.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Как отвязаться от постылого человека
Ищут на болоте засохшее дерево — осину и ломают большую ветку. С ветки убирают все сучки и обрезают один конец палки так, чтобы он был острым. Такая палка называется кол. Подходят с осиновым колом к краю болота и зашвыривают его в топь, подальше. При этом говорят:
Покуда кол к осине сам не уйдет,
До той поры (такой-то)
Ко мне не придет.
Губы, зубы, ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Как и в других случаях, идут в одиночестве, молча туда и обратно. В посты и праздники толку не будет.
Найти вора
Для астральных и природных духов (в том числе и болотных) не важно знать имена, им ведомо то, что не ведомо человеку. Если вы не знаете, кто вас обокрал, не беда — духи, к которым вы обратитесь за помощью, сами найдут вашего обидчика и накажут вора. Читают на окраине болота:
Болотницы-утопленницы,
Сойдитесь вы и садитесь вокруг,
Я вам не враг, я вам верный друг.
Я вас зову, вызываю и выкликаю,
Я беду вам свою поверяю.
Ой вы, духи утопших блудниц,
Грешниц, заморниц, скверниц,
Пагубниц, безмерниц —
Всех болотных девиц.
Косоньки вы свои распустите,
Глазоньки на меня поднимите.
Я вам, утопленницы, доверяю,
Свою обиду и беду поверяю.
Одной матушкой Евой
Весь люд и вы народились,
Мы на суше, вы в болоте сем приютились.
Бродите вы в ночи темными тенями,
Шепчите мертвыми губами,
Глядите пустыми очами.
И стою я (имя) пред вами одна,
Так послушайте вы меня:
Прошу вас, молю, найдите того,
Кто виновник горя моего.
Кто (то-то и то-то) взял,
Кто меня обокрал?
Пусть ваша мертвая лига его найдет,
И пусть поганый вор мне добро вернет,
Давите его, колите,
В слезах его утопите.
Дело мое не перебить
И молитвой не отмолить.
Губы, зубы, ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.