Перед прибытием первых испанских поселенцев на землю, известную теперь как Мексика, жизнь местного населения в основном базировалась на поклонении богам. Для ацтеков и других народов центральной Мексики, Тескатлипока был одним из самых сильных и влиятельных богов. Он персонифицировал солнце в мистериях страсти, космическую смерть, и воскресение. Он подталкивал все к аннигиляции, которая, в свою очередь, приносила возрождение. Он представлял темную сторону существования.
В этом смысле, Tескат очень походит на Шиву. В некотором смысле, он также походит на Мефистофеля, кто «Совершает зло, но вечно дарит благо», как выразился Гете в «Фаусте».
Другое сильное божество, Кетцалькоатль, было в некотором смысле копией Teскатлипоки. Он представлял свет, противостоящий темноте Tескатлипоки. Ацтеки, так же как многие другие культуры во всем мире полагали, что Сотворение явилось результатом конфликта между комплиметарными оппозиционными силами.
В результате взаимодействия и обмена, произошедших между Кетцалькоатлем и Тескатлипокой появился этот мир.
Это очень напоминает диалектическое движение между Инь/Ян, где взаимодействие и обмен устанавливают Колесо Жизни в ускоряющемся динамичном движении.
Кетцалькоатля изображали как Пернатого Змея. Пернатый змей также был известен в Азии и согласно устной традиции был Символом Мудрости в Сатья или Трета югах.
Тескатлипока, буквально переводится, как Дымящееся Зеркало. Это выражение относится к зеркалу, сделанному из полированного черного обсидиана, которое являлось всевидящим оком бога. Тескатлипоку обычно представляют с одним дымящимся зеркалом из обсидиана, расположенным позади его головы, и другим, который заменяет одну из его ног.
Тескатлипока — бог созвездия Большой Медведицы и ночного неба. Он превращался в определенных животных, одним из которых был ягуар, шкура которого была похожа на звездное небо.
Тескатлипока обычно изображался с черной полосой, проходящей через его лицо и обсидиановым (черное стекло) зеркалом вместо одной из его ног. Иногда рисунки показывают Tескатлипоку с зеркалом на груди. В нем он видел все, он знал все дела и мысли людей.
Это не стоит путать с фрейдистским подсознательным разумом или с «теневыми» архетипами Юнга, распространенными на Западе. Сомнительно, что у шаманов даже был такой разум в прошлом, так как у них не было этой «дуалистической основы разума», которая существует сейчас; неврологические исследования подтверждают это. Ясно подразумевается, что Дымящееся Зеркало использовалось для того, чтобы видеть все -и дела, и мысли всех людей. Это походило на Всевидящее Око.
Он, как говорили, появлялся на перекрестке ночью и бросал вызов воинам. Он покровительствовал telpochcalli («домам молодых мужчин»), школам, в которых сыновья простых людей получали образование и военную подготовку. Это показывает, что Тескат, был настроен в пользу простых людей, обычных работников.
Он был защитником рабов и строго наказал мастеров, которые плохо обращались «с возлюбленными детьми Тескатлипоки». Он вознаграждал праведность, давая богатство и известность, и он наказал грешников, посылая им болезнь или давая им бедность и рабство.
Те, кто рассматривают Teскат как зверское божество, должны будут понять, кого он защищал и против кого была нацелена его жестокость.
Есть камень, который теперь расположен в Национальном Музее Антропологии в Мехико. Вырезанный в середине 15-ого столетия артефакт, как говорят, иллюстрирует то, что у ацтеков были прекрасные познания и астрономии и математике.
Пиктограммы, вырезанные в камне , представляют «Солнца» или мировые эпохи. Они находятся в форме четырех квадратов, которые окружают Tonatiuh, ацтекское божество Пятого Солнца, и названы Nahui-Ollin, или Четырьмя Движениями.
В ацтекских легендах говорится, что эти квадраты представляли различные способы, которыми четыре предыдущих Солнца (Мировых эпохи)закончилась : первое солнце погибло от диких животных, второе из-за сильного ветра, третье сгорело в огне, и четвертое исчезло во время потопа. Ацтеки полагали, что они жили в пятой и последней мировой эпохе.
Это очень похоже на «Мировые эпохи» Нагов и людей Turanian и общей Тайной Традиции. Согласно Тайной Темной Традиции, Сатья Юга(предшествующая или Четвертая Мировая эпоха, также называемая Трета Югой), была «Золотым веком» — эра мира, истины и познания, а эта Пятая Мировая Эра — Кали Юга, эра конфликтов, борьбы и разрушения.
В 1 час с 4 ягуарами, квадрат первой мирового эпохи. Ягуар представляет фауну, которая закончила первый мир.
В 11 часов с 4 ветрами, второй квадрат мира. Как и следующие два мира, этот мир длился время кратное 52 годам. В этом случае, 13 раз по 52 года. Очевидно это время закончилось сильным ветром. Этот квадрат содержит голову дракона.
В 7 часов с 4 дождями, квадрат третьего мира. Это время продлилось в течение 6 раз по 52 года. Тлалок, бог дождя, был Солнцем этого времени.
В 5 часов с 4 водами, четвертый квадрат мира олицетворяет время, которое продлилась точно 52 года. В этот период богиня Коатлтикуэ была Солнцем. Ее имя означало «Та, кто носит нефритовую юбку.» У нее также было другое имя, которое означало «Та, кто носит зеленую юбку.» Ее время закончилось огромным потопом. Каждые 52 года с тех пор ацтеки проводили большое празднование, которое называлось Переплетанием Лет.
Ацтеки использовали несколько различных календарей в одно и то же время. В одном из них год состоял из восемнадцати месяцев, у каждого из которых было видовое название, и состоял из двадцати дней, показанных как двадцать квадратов на внешнем кольце Камня Солнца, изображенном выше. Каждый квадрат представляет день в одном из этих месяцев. Пиктограммы этих дней, половина которых были названы по имени животных, вырезаны по кругу против часовой стрелки.
Восемнадцать месяцев по двадцать дней составляют триста шестьдесят дней. Остальные пять дней года были представлены пятью точками, вырезанными по кругу на этих четырех квадратах. В эти дни, названные «Немонтеми», приносили жертвы.
Следующий концентрический круг составляет четыре направления, которые расположены в 90 градусах. Они представляют Север, Юг, Восток и Запад.
Восемь одинаково раздельные отверстия просверлены по краю камня. Ацтеки так разместили эти отверстия, чтобы их тени падали на каменные числа, заставляющие этот камень функционировать как солнечные часы.