Корни Магии Хаоса лежат во всех оккультных традициях, так же как и в работах многих одиночек. Если говорить о том, что какой-либо человек ответственен, хотя и ненамеренно, за нынешний спектр мнений, то этим человеком следует, безусловно, считать Остина Османа Спейра, чья магическая система была основана исключительно на его взглядах на самого себя, и на эгоцентрической модели вселенной. Он не считал, что систему, разработанную им для собственного использования, сможет использовать кто-то другой, поскольку ему было ясно, что не существует двух различных людей, способных одинаково успешно пользоваться одной и той же системой. Кроме того, он не попался на крючок того, что информация, им открытая, либо открытая ему, уместна для всего человечества — как считает любой мессия. Алистер Кроули считал его Черным Братом исключительно потому, что тот отказался принять кроулианский Закон Телемы, предпочитая вместо этого работать вне догм и правил, полагаясь на интуицию и информацию, уходящую корнями в свое собственное «Я».
Наиболее ранние публикации, описывающие Магию Хаоса, относятся к работе Иллюминантов Танатэроса [Illuminatos of Thanateros], организацию, которую мы с Питером Кэрролом создали в 1978 году. Нашей целью в те времена было, скорее вдохновлять, нежели вести магов, заинтересовавшихся концепциями Хаоса, публикуя идеи чисто практического толка. Наш подход отличался от Спейровского только тем, что мы были заинтересованы в групповой магии, наравне с индивидуальной. Ответы на наши работы превзошли все ожидания, и в 1982 году уже существовали группы, работающие в Англии, Австралии, Америке, Египте и Германии, наряду с такими группами как «Круг Хаоса» и самостоятельно работающими личностями.
Трудности в организации подобного ордена скоро стали ясны. То, что казалось простым для нас, и в концепциях и в практическом использовании, не было просто для людей, не испытавших странности и путаницу в то, что сейчас называют \»традиционной магией\». Это поставило нас в неловкое положение, поскольку это означало, что магические концепции, которым, как мы были убеждены, невозможно обучить, теперь нуждаются в разъяснении. И Питер, и я считали иерархию и проповедование анафемой, а теперь от нас ждали, что мы будем не только учить, но и вести за собой.
Утверждают, что все системы магии ведут к одному и тому же конечному результату. Я сомневаюсь в том, что это правда, поскольку многие системы ограничивают своих последователей такими узкими границами догм и морали (даже если это не подразумевает жречества), что инстинкт и воображение задыхаются от правил и доктрин. Путь не может быть выбран чувствами до тех пор, пока все пути не опробованы для сравнения, и посвятить себя единственному пути значит, в любом случае, ограничить свой опыт и способ мышления.
В конечном итоге было найдено решение проблемы, как достичь того, чему нельзя научить. Не следует давать правил и инструкций, только предположения. Не делалось замечаний относительно тех вопросов, которые решено было оставить на выбор самому человеку, такие как реинкарнация и существование или сущность бога. В любом случае, подобные идеи имеют очень мало отношения к практике магии, и люди, практикующие магические техники быстро приходили к своим собственным выводам. Мы поняли, что находимся на верном пути, когда начали сопоставлять информацию, присланную нам разными людьми и группами. Без исключения все, приславшие нам результаты, описали используемые техники как очень действенные, но — и это было самое важное — все они пришли к различным выводам по философским вопросам. То, что они пришли к столь различным выводам, но все еще хотели оставаться в структуре организации, мы нашли самым обнадеживающим.
Вдаваться в подробности методов Магии Хаоса было бы бесполезно, поскольку они представлены значительным количеством публикаций. Однако, полезным будет указать на распространенное заблуждение, в которое неумышленно впадают люди, пишущие в специализированные журналы. Это заблуждение связано со словом «Хаос», многие считают, что оно используется в контексте описания самих техник. Нет ничего, более далекого от истины. Так как многие формы гнозиса эффективны, поскольку они обманывают рационально-действующую часть сознания, они в конечном итоге ведут к ясности, и практики, вовлеченные в Хаос, в настоящее время стараются быть щепетильными в организации своей программы работы. Этот принцип унаследован от «системы 93». Мы формулируем термин «Магия Хаоса» чтобы показать случайность Вселенной и взаимодействие человека с ней. Антитезой хаоса, космосом, является вселенная, подходящим образом определенная успешным практиком для своих собственных целей, и подобное определение постоянно находится под его испытующим взором и может поменяться в любой момент. Хаос есть описание этой философии, и отражает идею о том, что не существует постоянной модели для отношения человека со всем, чем он не является. Слово заключает в себе не только те вещи, которые мы считаем истиной, но также и то, что мы подозреваем в том, что оно может быть истиной, так же как и весь мир впечатлений, страхов и возможностей.
Если существует какой-либо Символ Веры Хаоса, то его можно выразить следующим образом: Я не верю ни во что; Я знаю то, что я знаю (гнозис), и Я формулирую теории, которые могут войти, а могут и не войти в систему моих убеждений после проверки на практике. Не существует богов и демонов, кроме тех, существование которых подтверждено на опыте, и тех, которых я создал для себя. Я создаю и уничтожаю верования в соответствии с их полезностью. В словах мудреца «Ничто не истина, все разрешено», предполагается, что они не пересекаются ни с кем.
Обычно, на групповом уровне может быть достигнут определенный консенсус. Я использую слово «консенсус», поскольку другие слова, вроде «общей реальности» будут неточны — никакие утверждения, кроме конкретных, не могут быть общими. В лучшем случае, они могут быть поняты. Наставления в техниках всегда полезны, но доверие к книгам (в том числе и книгам по Магии Хаоса), должно быть минимальным в сравнении с доверием интуиции.
Групповая работа обычно распадается на 4 категории: эксперименты, инициации, повторяющиеся ритуалы и праздники (для проведения которых несколько групп могут собраться вместе), хотя не существует причин, по которым все группы должны использовать все эти категории в своей работе. Более важным для групповой работы в любом направлении магии является организация атмосферы, которая вдохновляет магов на работу. Уже существующие группы в большинстве своем отказались от идеи, преобладавшей в семидесятых годах, о том что сценические атрибуты не являются необходимыми. Они стремятся использовать любые предметы, которые позволяют создать нужную им атмосферу. Традиционные магические орудия иногда используются, но более часто каждая группа разрабатывает свои виды орудий. Маски и ритуальные одежды весьма эффективны и часто используются, нагота тоже не вызывает неодобрения. (см. «Основные Ритуалы Хаоса»)
Поскольку разрабатывается экспериментальная магия, наиболее часто исследуемым объектом являются сигилы, однако телекинез, телепатия, наряду с другими методами увеличения силы также рассматриваются.
Магия Хаоса не старается перевербовывать кого-либо, однако люди, уже вовлеченные в магическое путешествие, будут тепло встречены в существующих группах.