Заключение

Подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Заговор возник в глубокой древности, когда абстрактное значение слова еще не получило своего развития. Текст заговора первоначально служил дополнением к обрядовому действию, возникал на его основе. На современном этапе развития данного
жанра фольклора прослеживается тенденция постепенного отмирания ритуальных действий.

2. Заговор всегда был тесно связан с бытом, этот жанр имеет явную практическую
направленность: излечение человека, предохранение от зла, обеспечение успеха и т. д.
В отличие от всех остальных фольклорных жанров заговор — жанр, требующий
индивидуального исполнения.

3. Хранение и передача заговоров в Жигаловском районе составляют неотъемлемую
часть заговорно-заклинательной традиции района.

Способ их передачи традиционен, они обычно передаются от старшего к младшему, чаще родственникам.

Глубокая вера в силу заговора, казалось бы, предполагает неизменность их
текстов. Между тем, заговоры видоизменяются, варьируются. Это свидетельствует о творческом отношении к ним исполнителей.

4. По своей тематике заговоры Жигаловского райна разнообразны. Четко
выделяются все известные в русской традиции типы заговоров:

1) лечебные;

2) хозяйственные;

3) любовные;

4) социально-бытовые заговоры.

Наиболее распространены лечебные и любовные заговоры.

5. В заговорах Жигаловского района выделяются несколько структурных типов, каждому из которых присущи свои приемы и определенные свойства.

Самыми распространенными являются «эпические» заговоры, заговоры, основанные
на параллелизме, и менее распространенные, чем два вышеупомянутых типа, заговоры —
символические диалоги.

6. Для заговоров этого района характерен ряд тематических формул, в частности:

1) формулы отгона или изгнания болезни;

2) отсылки болезни;

3) формула счета;

4) угрозы;

5) просьба забрать болезнь;

6) формула забадривания.

7. Для заговоров как для жанра устного народного творчества характерен устойчивый круг образов. В заговорах Жигаловского района встречаются образы, связанные с языческими природными культами (месяц, заря…); образы, свидетельствующие о остатках тотемических представлений у людей (мифологизированные птицы,
животные); «образы народных верований и демонологии» (домовой, покойник…);
персонажи, соотносимые с человеком (баба, девица…); образы — «персонификации болезней, состояний человека» (зубы, тоска…); персонажи «христианских заступников» (Христос, Матушка Пресвятая Богородица); образы вредностного характера (черт, сатана…) Каждый образ в заговоре употребляется со строго определенной магической целью. Исходя из этого, все образы делятся на два типа: персонажи, избавляющие от бед, болезней, зла, они встречаются в белых заговорах; и образы, причиняющие зло, — они используются в черных заговорах.

Таким образом, заговоры занимают особое и своеобразное место в системе
фольклорных жанров. Возникнув в глубокой древности, они продолжают бытовать и в настоящее время.

Подводя итоги, можно сказать, что в Жигаловском районе сохраняется устойчивая
заговорно-заклинательная традиция. Эта традиция сохраняется, бережется и передается из поколения в поколение.

Подписаться на обновления

Читайте также

znaharstvo.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Anonymous