Кундалини: анализ теоретических и практических аспектов

Кундалини: анализ теоретических и практических аспектов

Все мы знаем, что не существует универсального метода пробуждения энергии кундалини, подходящего для любого человека. Этот факт заставляет обращаться к различным школам и учениям, проверять разнородную информацию. Поэтому целью моей работы было обобщение имеющихся данных, дабы предпринять попытку построения последовательной действенной системы. Начнем с теории.

Слово «Кундалини» происходит от слова «Кундала» – буквально означающее кольцо, тайное место. О ней говорят, как о спящей змее, свернувшейся кольцом в три с половиной оборота. Йоги определили местонахождение кундалини применительно к физическому телу: у мужчин – в промежности; у женщин – в районе шейки матки.

Если рассматривать способы изображения кундалини, то необходимо сказать, что в Египте эта разбуженная энергия изображалась в виде змеи на головном уборе фараона. В древности фараон представлялся подданным как просветленная, продвинутая по пути духа личность.

Китае мудрец, сумевший полностью разбудить энергию кундалини и взять ее под контроль, изображался в виде человека, едущего верхом на драконе.

Индии степень пробуждения энергии кундалини символизируется числом кобр, возвышающихся над головой йога. Иногда можно увидеть изваяние медитирующего йога с одной, тремя или даже пятью кобрами над головой. Пробужденная кундалини, с которой еѐ обладатель не в состоянии справиться, изображается в виде свирепой богини Кали, тѐмной, в ожерелье из 108 человеческих черепов.

Кундалини: анализ теоретических и практических аспектов

Феноменом кундалини интересовались и внесли вклад в его осмысление многие учения.

Как отмечает Бони Гринвел, ссылки на подобные процессы можно найти в мистических эзотерических учениях и практиках многих культур: ассирийской, египетской, кельтской, греческой, даосской, тибетской, еврейской, культуре американских индейцев, культуре Аляски, Австралии и африканском шаманизме, также в гностицизме, суфизме и христианском мистицизме. Теософы, франкмасоны, розенкрейцеры и алхимики также, по имеющимся сведениям, владели тайными приемами пробуждения этой энергии.

По словам Артура Авалона, суфийские братства, (такие как Нагшабади) заимствовали у индийских йогинов метод Кундалини, как средство постижения. Найдены некоторые соответствия между индийскими учениями и «Пополь-Вух», священной книгой американских индейцев майя. То, что они называли «воздушной трубкой» – это Сушумна, а «двойной воздушной трубкой» – это Ида и Пингала. «Хуракан» или «молния» – это кундалини.

Пробуждение кундалини может сопровождаться разнообразными симптомами: ощущением невероятного наслаждения, дрожью в теле, нарастанием силы, болезненным состоянием, сном и поглощением сознания. По словам Артура Авалона, есть простой признак действительного пробуждения Шакти. Когда она пробуждается, то в том месте чувствуется сильная теплота, но когда она проходит центры и покидает их, то пройденные и оставленные части становятся холодными и безжизненными как труп.

Конечно же, наибольший интерес вызывают практические методы и факторы пробуждения энергии кундалини; их много. Наркотики, физические упражнения, танцевание (особенно кружение), внезапный шок или определенные звуки, которые резонируют в гармонии с частотой силы Кундалини.

В частности, полагают, что произнесение силового слога «хунь» («хум», духовная душа), выражающего трансцендентность, присущую пустоте, пробуждает силу кундалини.

Хатха Йога Прадипика:

«Сев в Ваджрасану, крепко возьмись за ступни ног возле лодыжек и медленно прижимай ступнями ног Канду. Сидя в Ваджрасане и понудив кундалини шевелиться, переходи к выполнению Бхастрика-Кумбхаки, от которой змеиная сила вскоре пробуждается. Затем сокращай мышцы возле пупка, что понуждает кундалини двигаться дальше. Направляемая так в течение полутора часов, она войдет в сушумну и немного поднимется. При этом кундалини покидает вход в сушумну и прана естественно поступает в проход. Вот так тормоши эту лежебоку кундалини и, делая так, избегаешь разложения. Йогин, двигающий свою Шакти, становится обладателем пранических совершенств. Йог, избегающий потерь семени и умеренно питающийся, и практикующий кундалини, достигает пранических совершенств в течение 40 дней. Как только кундалини зашевелилась, выполняй по мере необходимости Бхастрика-Кумбхаку. Различные позы, задержки дыхания и запечатывания пробуждают великую силу кундалини, и прана втягивается кверху макушкой головы. Когда прана течет по сушумне и ум растворяется в высшем сознании, йог свободен от законов причин и следствий. Когда ум утихомирен и прана движется через сушумну, тогда и случаются Амароли, Ваджроли и Сахаджоли (обращение естественного течения апаны вниз, так чтобы вайю текла вверх через сушумну). Как можно открыть себя знанию, пока прана и ум не дают умиротворения?.. Раствори их в безмолвии и получишь свободу».

В практике йоги существует множество техник для стимуляции кундалини при помощи воздействия на анальную область, включая такие упражнения как Мула бандха (блокировка анального сфинктера), Ашвини мудра (попеременное расслабление и сокращение мышц ануса), Маха бандха, тада мудра (постукивание ягодицами о землю для пробуждения ритмических волн в позвоночнике), подкладывание под копчик тряпичного шара. По мере продвижения кундалини вверх, к мозгу, происходит открытие психических центров (чакр). Когда переживание Кундалини продлевается, то становится возможным «дистиллировать» некоторое количество еѐ энергии в сердечный центр и хранить еѐ там. Тантры учат, что существует некий тонкий нерв, связывающий сердце с двумя глазами и что растворенная энергия кундалини может быть направлена наружу через глаза, и направлена на другого, пробуждая внутри него кундалини. Подобные опыты редко длятся долго, если этот человек не сможет добиться сознательного контроля над «внутренней женщиной» сам.

На самом высоком уровне даосская эзотерическая йога имеет техники для пробуждения энергии кундалини до такого уровня, что сознание выступает за пределы тела с целью выполнения духовной работы в тонких царствах сознания. Даосские мудрецы модифицировали основной аспект техник кундалини-йоги, полученных от индийских учителей, побывавших в Китае. При помощи индийских методов даосы обнаружили практические способы единения ума человека и его высшего духа путем буквального подъема энергии над головой за пределы макушечной чакры. Однако если человек поднимается над своей макушечной чакрой преждевременно, то возникает опасность, как для физического тела, так и для психики. Но если человек проделывает это слишком долго, то имеется также опасность физической смерти еще до того момента, когда человек завершит процесс трансформации энергии ума и тела в энергию духа. Даосские мудрецы разрешили эту проблему путем введения в методики медитаций своего знания тонкой анатомии потоков ци. В результате этого в даосской эзотерической йоге человек не фокусирует энергию в одной чакре — в сердце, в «Третьем глазе» или на макушке — с намерением использовать этот центр в качестве прохода к высшему сознанию. Возможно открыть одну или даже несколько высших чакр и все же быть физически и морально ослабленным за счет несовершенства нижних энергетических центров. Если практикующий отрицает или игнорирует эту неуравновешенность, то это может блокировать дальнейшее продвижение на высших уровнях.

Некоторые средства пробуждения энергии кундалини предлагает ОШО.

Первое, физическое и энергетическое тела должны быть очищены, для того чтобы разбуженная энергия кундалини могла легко и беспрепятственно двигаться, не нанося вреда физическому телу.

Второе, важно регулярно практиковать внутреннее очищение посредством воспитания характера. Это делается с помощью развития в себе добродетелей и искоренения пороков и вредных привычек.

Третье, более высокие чакры, в частности, сердечная и венечная чакры, должны быть активизированы ДО пробуждения энергии кундалили. Эти две чакры чрезвычайно важны.

Активизация сердечной чакры необходима для того, чтобы повышенные интеллектуальные способности и возросшая сила воли использовались без вреда другим. Активизация венечной чакры позволяет духовной энергии спуститься вниз для того, чтобы безопасно пробудить энергию кундалини, пробудить ее в более высокой степени и регулировать энергию кундалини. Духовная энергия поднимает энергию кундалини к более высоким чакрам и к венечной чакре.

Артур Авалон говорит, что способы для активизации кундалини состоят в основном в работе с Муладхарой. Все они состоят в том, что прану нужно направить вниз а апану вверх, изменив этим естественное направление их движения с помощью Джаландхара Бандхи и Мула Бандхи. Когда прана и апана соединятся, внутренний огонь усиливается.

Среди практических методов активизации кундалини Артур Авалон выделяет следующие:

— Во время Кумбхаки «змеиная сила» идет вверх к Сахасраре, пробужденная Мантрой «ХУМ ХАМСАХ». Тогда йогин думает о себе, как о пропитанным Шакти в состоянии блаженного соединения с Шивой. Маха Мудра и Маха Ведха производятся в соединении с уже описанной Маха Бандхой. В первой йогин прижимает Йони (Муладхару) левой пяткой и вытягивает правую ногу, держа вторую ногу обеими руками. Потом выполняется Джаландхара Бандха. Когда Кундалини пробуждена, прана входит в Сушумну, а Ида и Пингала, покинутые праной, становятся безжизненными. Выдох производится медленно. Мудра должна практиковаться одинаковое количество раз на левой и на правой стороне тела. Эта Мудра, так же как и другие Мудры Хатха Йоги предотвращает болезнь и смерть.

-В Маха Ведха йогин принимает позу Маха Бандха и, концентрируя свой ум, останавливает циркуляцию Праны и Апаны вверх и вниз. Потом, поместив ладони рук на землю, он поднимает туловище и ударяет об землю ягодицами – тогда Луна, Солнце и Огонь (Ида, Пингала и Сушумна) становятся соединенными при входе Праны в Сушумну. Тело принимает мертвый вид, который исчезает от следующего потом медленного вдоха.

Йогин сидит в Ваджрасане, крепко берет свои ноги над лодыжками и медленно ударяет ими по области Канды. Потом делается Бхастрика Кумбхака и живот сжимается. («Гхеранда Самхита», 3.114 и далее).

Кхечари Мудра — это вытягивание языка до тех пор пока он не достигнет пространства между бровями. Тогда он поворачивается назад, в горло, и закрывает выход для воздуха, который перед тем выдыхается. Ум сконцентрирован на Аджне до тех пор, пока придѐт достижение успеха.

В Самбхави Мудре, выполняемой в Сиддхасане, ум удерживается свободным от Вритти (колебаний). Легкие опорожняются посредством сильного выдыхания и опускания верхней части грудной клетки, поддерживая диафрагму втянутой. Тогда Прана поднимается и входит в Сушумну. Прана и Апана, соединяясь со звуком Нада сердечного центра Анахата-Чакры, идут к сердцу а потом соединяются с Бинду в Аджне. В Мула Бандхе область промежности (Йони) прижимается ногой, мышцы заднего прохода сжимаются с помощью Ашвини Мудры, и Апана идѐт вверх.

С помощью Випарита Карани «солнце» и «луна» изменяют свои позиции и внутренний огонь (Антарагни) возрастает.

Пранаяма пробуждает Шакти. Она бывает различной степени: наивысшей (Уттама), средней (Мадхьяма) и низшей (Адхама). Степень определяется длиной вдоха, задержки и выдоха. В высшей степени оно снова удваивается – 16:64:32, всего 112.

Однако, как отмечает Авалон, при самых ранних стадиях у кундални есть естественная тенденция возвращаться назад. При постоянной практике контроль усиливается, и еѐ поднятие облегчается. Достигший в своей практике совершенства, йогин может оставаться в Сахасраре столько, сколько пожелает. И это блаженство такое же, как и освобождение или же он может перенести себя в другое тело – эта практика известна как в индуистской так и в тибетской Тантре, и в последней она называется Пхова.

Свернутая сила хотя и пробуждена, разворачивается и поднимается, в действительности никогда реально не сдвигается со своего места, а через систему центров происходит только бросок своего рода «эфирного двойника». Говоря более простым языком, этот эфирный двойник – это динамический эквивалент статической силы, сконцентрированной в Муладхаре.

Рассматривая тему кундалини, нельзя обойти вниманием понятие «бинду». Бинду буквально означает точку, семя, маленькую частицу.

Согласно Свами Сатьянанда Сарасвати, чакры находятся в сферах ума и подвластны ему; бинду выходит за пределы ума. Слово бинду также означает ноль или пустоту — шунья. Точнее, бинду — это врата к шунье. Это средоточие индивидуальности, как одушевленной, так и неодушевленной. Это космическое семя, из которого проявляется и вырастает все сущее. Это бесконечно малая точка, обладающая бесконечно большим потенциалом. Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» — это именно та вечная сущность человека, которая сохраняется от перерождения к перерождению. Сила точки (бинду) была известна мистикам на протяжении веков. В тантре каждая бинду, каждая частичка проявленного бытия считается центром силы — Шакти. Цель тантры состоит в соединении Шакти (индивидуума) с Шивой (сознанием). Средством для этого служит бинду. Каббалисты также очень интересовались бинду. Ее называли кетер (корона), поскольку она занимает самое выдающееся место в создании всего сущего. Активирующую точку бинду четко изображают на затылке мужчины. Эта символика применима только в том случае, если хотят показать связь бинду со спермой. На самом деле, бинду, то есть тонкая бинду, есть и у мужчин, и у женщин, поскольку без бинду они не могли бы существовать. В садхане крийя-йоге и мужчинам, и женщинам следует сосредоточиваться на активирующей точке бинду на затылке. В других системах считается, что бинду включает в себя две разновидности: белую и красную. В тексте Чудамани Упанишада написано:

«Бинду бывает двух видов: белая и красная. Белая бинду — это шукла (сперма), а красная — махараджа (менструации)». (шлока 60).

Итак, активирующая точка бинду находится на затылке. Центром красной бинду является муладхара чакра. Цель йоги, тантры и других духовных систем состоит в соединении этих начал, чтобы Шива (мужское начало) и Шакти (женское начало) стали единым целым. Активная прана (женщина) соединяется со статичным сознанием (мужчина). Результатом этого соединения становится семя бинду, с которого начинается проявление, в том числе жизнь. Во всех духовных практиках это соединение приводит к подъему кундалини:

«Когда красная бинду (Шакти) движется вверх (подъѐм кундалини) путем управления праной, она смешивается с белой бинду (Шивой), и человек становится божественным». (шлока 63).

В майтхуне бинду полового акта используется для повышения чувствительности к трансцендентальной бинду; в крийя-йоге для той же цели используется активирующая точка бинду на затылке при концентрации на ней. В крийя-йоге цель состоит в пробуждении чакр и уравновешивании иды и пингалы, чтобы бинду наполнила канал сушумны.

В шлоках содержится много следствий, касающихся практического использования полового акта в качестве средства достижения высшего сознания. Эти шлоки подразумевают, что задержка оргазма и мужчиной, и женщиной при половом акте — удержание физической бинду — может вести к погружению в совершенно тонкую бинду, дверь к сахасраре. Гармония, сосредоточение и высвобождение психических сил в контролируемых условиях полового акта могут вести к трансцендентальному опыту.

Однако же, по словам Артура Авалона, согласно индийским идеям семя существует в своей тонкой форме по всему телу. Под влиянием сексуального желания оно опускается вниз и в половых органах перерабатывается в грубую форму. Недостаточно только предупреждать извержение уже сформировавшегося семени, но нужно предупреждать само образование грубого семени и достичь его всасывания в общую систему.

Т.е., на первый взгляд, в тантре работа осуществляется с грубой бинду, западная традиция делает упор на тонкую бинду. Однако некое расхождение в практическом плане между представлением о бинду в шлоках Чудамани Упанишада и позицией Артура Авалона только видимое. Потому что возможен и обратный процесс — превращение семенной жидкости в оджас (очищенную квинтэссенцию), являющийся основой энергетической подпитки кундалини.

Также, говоря об энергии кундалини, надо сказать о так называемой обратной кундалини, т.е. о движение ее вниз.

Считается, что обратная кундалини касается любой практики, которая обращает в обратную сторону естественный идущий вверх поток половой энергии. Восточные традиции провозглашают, что переживание обратной кундалини психически вредно и физически ослабляет. Среди симптомов обратной кундалини называют чувство отчужденности от Высшего Я, фиксация на болезненной фантазии, садомазохическая одержимость, жар и холодная дрожь, прерывистость дыхания и слабость в конечностях.

Однако тут необходимо помнить так же о нижних чакрах (античакрах) и их активизации, что, как согласно учению К. Кастанеды, приводит к смещению точки сборки в позицию зверя. Условия жизни в обществе, моральные запреты привели к подавлению эти центров. Однако такое положение дел не означает, что античакры не проявляют себя. Наоборот, такое табу приводит к стихийности и бесконтрольности проявлений в виде немотивированной агрессии, приступам жестокости. Согласно Ошо, одним из методов пробуждения энергии кундалини является нанесение ударов по копчику. Это как раз таки стимулирует преимущественно низшие чакры. Однако этот метод крайне опасен, может привести к повреждению спинного и головного мозга.

И наконец, методы пробуждения Кундалини Бихарской школе Йоги:

Пробуждение рождением. Если родители отличаются высоким духовным развитием, то это способствует пробуждению Кундалини у их ребенка.

Регулярная практика мантр. Необходимо иметь гуру, который даст вам необходимую мантру.

Тапасья. Это очищение ума и эмоций от комплексов неполноценности. Это психоэмоциональный процесс, искореняющий дурные привычки и усиливающий волю.

Пробуждение с помощью растений силы. В древних ведических текстах Индии есть упоминание о соме, ползучем растении, которое собиралось в особые дни Луны. Из него особым образом готовился сок. Прием этого сока вызывал состояния ясновидения, прорицания и откровения. Метод содержится в глубокой тайне.

Раджа Йога. Метод совершенствования ума путем его концентрации, медитации и слияния с Абсолютом. Требует много терпения, времени, дисциплины и настойчивости.

Пранаяма. Пранаяма является элитарным методом. Он очень сложен и с ним не каждый может справиться.

Крия Йога. Это самый простой, мягкий и доступный метод для современного человека, т. к. не создает напряженной конфликтной ситуации. Однако Кундалини, проснувшись от такого метода, снова может закрыть глаза и впасть в дрему.

Тантрическое посвящение. К такому посвящению готовы те, кто стремится обуздать свои чувства, контролирует страсти и понимает суть двух принципов Шивы и Шакти.

Шактипат. Этот метод осуществляет лично Гуру. Ученик мгновенно впадает в самадхи. Он может без предварительного обучения выполнять асаны, ему открыты все мантры и все Священные Писания.

Самоотречение. Это парадоксальный метод пробуждения Кундалини совсем без стремления к пробуждению.

Из всех методов, выделенных представителями Бихарской школы йоги, наиболее предпочтительными в практическом плане мне видятся:

  • метод пробуждения с помощью растений силы;
  • с помощью пранаямы;
  • крия – йоги;
  • с помощью тантрических практик.

Однако мне хотелось бы предложить немного расширенную трактовку данных средств.

Метод растений силы можно предложить сочетать с выполнением каких-либо техник, крий или медитаций.

Касательно метода, который назван в Бихарской школе пранаямой представляется, что тут надо говорить в целом о техниках контроля дыхания, будь то приемы йоги, дзен или других направлений.

Метод крия — йоги. Его считаю нужным тоже расширить, включив элементы кундалини — и хатха — йоги, т.е. медитации, крии, пение мантр. Все что предложено любым направлением йоги применительно к кундалини.

Метод тантрических практик предлагаю также рассмотреть немного шире и назвать – управление сексуальной энергией. Так как, нельзя забывать, что в основе энергии кундалини лежит сексуальная энергия. Здесь предлагаю использовать как элементы тантры, так и западной сексуальной магии. Кроме того с сексуальной энергией, по сути дела, имеют дело даосы, разработавшие методы ее перенаправления с помощью дыхания. Поэтому можно также рассмотреть самые основные даосские методы, в частности, микрокосмическую орбиту.

На методах работы с сексуальной энергией как способом активизации кундалини хотелось бы остановиться подробнее. Как отмечают Н. и З. Шреки в традиции Вама Марга пробуждение внутреннего двойника противоположного пола наиболее эффективно достигается посредством кундалини, изменения направленности естественных процессов, когда тонкая энергия пробуждается и, словно змея, начинает подниматься по позвоночному столбу. Адепты пути левой руки чаще всего активизируют в своем организме змеиную энергию с помощью сексуальных ритуалов, проводимых вместе с партнером противоположного пола. Во время майтхуны, или сексуального ритуала, ощущения от физической передачи кундалини от одного партнера к другому сравнимы по силе с электрическим шоком.

Есть несколько мистических и магических методов пробуждения Змеиной Силы или Кундалини Шакти, описанных Кеннетом Грантом. Автор рассматривает технику вовлечения Желания и Воображения динамизированными психосексуальной энергией.

Он говорит, что действие легче выполнять женщине, чем мужчине, по той простой причине, что для нее Змеиная Сила или Огненный Змей может быть легче представлена в фаллической форме. Жрица визуализирует образ в сексуальной зоне (Муладхара — чакре) и воспламеняет себя до точки оргазма силой контролируемого воображения. До достижения оргазма она должна переместить образ силой своей мысли в Аджна – чакру. Адепты пути Каула, т.е. те, кто использует Калас, вагинальные вибрации или эссенции, призывают Богиню в район Муладхара – чакры, зону, чьи врата вовне есть женский половой орган.

Нимрод Де Розарио предостерегает, что не следует продолжать тантрический путь, если всѐ ещѐ остаются внешние связи с кровными родственниками. «Но кто-то может спросить: что общего между аффективными связями между родственниками и сексуальными практиками, которые мы осуществляем со своей парой? Тот, кто задаѐт подобный вопрос, конечно, забывает о том, что сокровенной целью йоги, а также тантры, является «пробуждение Кундалини», и у Кундалини, точно как у Логоса, есть власть «воссоздания» тела Virja. Только Герой может стремиться к изменению, ибо ничто не связывает его с работой Демиурга. Но если существуют внешние связи с родственниками, это означает, что кармические связи героя играют важную роль в драме его жизни и, что ещѐ хуже, его тело является всего лишь частью семейного архетипа. Но никто не может обессмертить «часть микрокосма». Далее де Розарио пишет, что «тайной целью» кундалини является гармонизация микрокосма с макрокосмом, человека со всей Вселенной, иными словами, синхронизация ритмов микрокосмоса с Планом макрокосма. При наличии внешних связей с родственниками существует риск: при пробуждении кундалини может произойти уничтожение физического тела из-за крепкой связи с архетипом семьи, который попытается «эволюционировать через остальных родственников». Такая возможность всегда шокирует, поскольку каждый практик думает, что он «лучший» и находится на более высоком духовном уровне, нежели члены его семьи, однако сам «архетип семьи» может считать по-другому». Для того чтобы практиковать тантру, необходимо восстановить архетип семьи внутри себя, дабы перестать быть только его «частью», то есть, стать миром в себе, центром Мандалы, и только после – стремиться к пробуждению кундалини. Без устранения иллюзорной привязанности к внешнему, путь невозможен. «Давно известно, что поиск знания, гнозиса, наказуем богами, что выражено в мифе о Прометее и «падении Адама».

Теневое таро как инструмент работы с сексуальной энергией. Исходя перевода книги Мишлен Линден «Тифонианаские Тератомы», можно сказать, что карта № 24 (A’aно’нин) характеризуется непосредственной связью с пробуждением кундалини. Пробуждение кундалини — естественное состояние человека, но мы научились подавлять ее, заставили ее опуститься вниз, как мы научились подавлять многое другое. Все, что нужно, для того, чтобы вернуться в это естественное состояние — это удаление блокирующих факторов, которые препятствуют оргазму стать природной силой. A’aно’нин является катализатором этих перемен.

Закончить хотелось бы словами Бхагва́на Шри Раджни́ша  (Ошо): «Кундалини есть, чакры есть, но никакое знание никоим образом не помогает. Наоборот, оно может преградить путь. Оно может стать препятствием по многим причинам. кундалини есть часть эфирного тела, поэтому все то, чего вы достигаете, идя путем кундалини, не умирает со смертью физического тела. Оно остается с вами. Если кто-то достиг третьей чакры, этот успех останется с ним в будущей жизни. Он останется с ним, он накоплен в эфирном теле».

Подписаться на обновления

Читайте также

znaharstvo.net